Обзор турецкой военной техники

Ссылка на авторов и оригинал материала: Журнал CARS.RU

На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Мы в cars.ru ребята любознательные. Одно из любимых наших развлечений, идущее сразу после еженедельных турниров по литрболу и чтения по ролям инструкции от ВАЗ-2101, — это расширение кругозора в какую-нибудь случайную околоавтомобильную сторону. И так вышло, что из полусотни бумажек, сложенных в редакционный гоночный шлем, сегодня мы вынули ту, на которой неровным почерком значится: «Турецкая военная техника». В конце концов, почему бы взрослому, адекватному и не политизированному человеку в скучный осенний четверг не пополнить багаж знаний такими вот фактами? Тем более что по теме нашлось немало любопытного.
Положим, то, что в Турции полным-полно зарубежной техники, сюрпризом не стало. Танковый парк страны в основном состоит из древних американских M48 и M60, разработанных в начале пятидесятых и шестидесятых годов соответственно: суммарно их около трех тысяч. Еще по 400 и 350 «голов» приходится на немецкие Leopard 1 и Leopard 2 — наиболее свежий из них (Leopard 2A4) сконструирован в 1985 году. Среди более легкой техники числится 535 отечественных БТР-80, американские грузовики M54 и M939, 5,5 тысячи вездеходов Unimog, примерно столько же военных Jeep Wrangler, почти 10 тысяч «Дефендеров» и аж 26 тысяч грузовиков MAN. Но делают турки и кое-что свое. Основной поставщик национальной армейской техники — компания Otokar, которая в свободное от оборонных забот время выпускает вполне безобидные автобусы. Колесящие, помимо прочего, и по российским городам. Почти как наш «Уралвагонзавод». И вот что у «Отокара» еще есть. OTOKAR ALTAY
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Первый турецкий танк ныне рождается именно силами автобусных дел мастеров. Не подумайте, будто он назван в честь нашего живописного региона — просто у турков был такой генерал, Фахреттин Алтай, почти сотню лет назад воевавший за независимость страны. Создается бронемашина на основе южнокорейского танка К2 «Черная пантера», разработанного одним из подразделений концерна Hyundai. В арсенале имеется 120-миллиметровая гладкоствольная пушка и два пулемета — калибра 7,62 и 12,7. Комбинированная броня должна защищать не только от снарядов, но и от химического, биологического и ядерного оружия. На данный момент изготовлено четыре прототипа, а серийные образцы, согласно плану, должны начать поступать на вооружение в 2018 году. Но нам, людям от военной техники далеким, гораздо более интересен тот факт, что конструкторы рассматривают возможность появления... гибридной версии! Прямо да, с электромотором, на котором «Алтай» сможет некоторое время передвигаться. Зачем? Говорят, чтобы на поле боя его было сложнее засечь тепловизором. Вот так-то. OTOKAR AKREP
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Бронемашина «Скорпион», а именно так с турецкого переводится Akrep, построена в 1990 году на агрегатах Land Rover Defender. В частности, тут стоит хорошо знакомый четырехцилиндровый турбодизель 2.2, развивающий 122 лошадиные силы. Стальная бронированная капсула защищает экипаж от 7,62-миллиметровых снарядов, а пулемет того же калибра позволяет поливать противника «в ответку». Вместимость — до восьми человек, которым положены как «печка», так и кондиционер. Есть система ночного видения и взрывоустойчивый 110-литровый топливный бак, а в списке доступных опций, помимо прочего значатся навигационная система, передняя лебедка и гранатометы для дымовых шашек. 3,6-тонный «Скорпион» на данный момент служит не только в Турции, но и Пакистане, Марокко, Израиле, Грузии, Ираке, Северном Кипре и даже в Штатах. OTOKAR COBRA
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Более тяжелый (6,3 тонны) броневик Otokar называется Cobra и разработан в соавторстве с американской компанией AM General — той самой, что сделала Hummer. Собственно, на шасси армейской версии «Хаммера» HMMWV «Кобра» и базируется. Вместимость — до 9 человек, включая водителя и командира, сидящих в бронекапсуле с V-образной нижней частью, дающей больше шансов выжить при подрыве на мине. 190-сильный турбодизель разгоняет машину до 60 км/ч за 14,3 секунды, а максимальная скорость составляет 115 км/ч. Модификаций у «Кобры» масса: разведывательная, радиолокационная, саперная, санитарная, десантная, плавающая и даже противотанковая. Нам эти машины интересны тем, что они участвовали в битве за Цхинвал и в южноосетинском конфликте вообще — три сотни «Кобр» в свое время были приняты на вооружение грузинской армии. Одна из них, трофейная, чуть позже снялась в хорошем фильме «Август Восьмого». А еще десяток таких несет службу в вооруженных силах Казахстана. OTOKAR KAYA
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Тринадцатитонный «Камень» вытесан из мерседесовского Unimog. Информации о нем немного: вместимость до 12 человек, считая водителя и командира, защита от мин и стрелкового оружия, 218-сильный дизель, работающий в паре с 14-ступенчатой (8 вперед, 6 назад) автоматической трансмиссией, и 96 километров в час максимальной скорости. Представлена, кстати, и новая версия Kaya II — массой 14,5 тонны, с 300-сильным двигателем (1 200 Нм) 7,2-литровым дизелем Mercedes и более-менее привычным «автоматом», у которого вперед шесть передач, а назад — одна. Правда, в такую машину влезает всего 10 человек, а на вооружение она, насколько известно, пока не встала. OTOKAR URAL
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Зато турецкие «Уралы» (вот тут уж точно название «про нас»), представленные в 2013 году, армия уже активно закупает. Это машина примерно того же класса, что и Cobra — 6,3 тонны, до 9 человек в салоне, но сделанная на новой модульной платформе и располагающая каким-то нереально длинным списком оснащения. Светодиодные стробоскопы, система публичного оповещения, посадочные места под самое различное вооружение, камеры кругового обзора, системы пожаротушения, несколько конфигураций (в частности, пятидверная и трехдверная) — в общем, такой вот военизированный конструктор. А еще, если верить официальной брошюре, у него просторный салон со светодиодной подсветкой и удобные эргономичные кресла. OTOKAR ARMA
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Еще больше вариантов предлагает бронетранспортер ARMA. Он может быть шести- или восьмиколесным, а модульная архитектура позволяет смастерить из него что угодно — от мобильного штаба и машины скорой помощи до противотанковых и зенитных установок. В движение машина массой от 18,5 до 24 тонн приводится 8,9-литровым шестицилиндровым дизелем мощностью 450 л.с., максимальная скорость — 105 км/ч. Кроме того, эта штука умеет плавать со скоростью до 8 км/ч, а броня, помимо прочего, выдерживает взрыв мины мощностью до 8 кг в тротиловом эквиваленте. FNSS PARS
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Главный конкурент ARMA — бронетранспортер Pars от компании FNSS. Pars — это по-турецки переднеазиатский леопард. Не какой-то там, а именно переднеазиатский. Он тоже весь из себя модульный: полноприводное и полноуправляемое шасси может иметь шесть или восемь колес, а на страничке официального сайта, посвященной модификациям, для двух этих версий в сумме можно насчитать аж 20 разных вариантов. Хочешь раненых вози, хочешь по танкам и самолетам стреляй, хочешь мины обезвреживай. Бронеэвакуатор даже есть. Шестиколесная машина оснащается 482-сильным дизелем, а восьмиколесная — 550-сильным. Коробка передач — автоматическая шестиступенчатая, масса — от 19 до 30 тонн, а на заказ доступна гидропневматическая подвеска с изменяемым клиренсом. Citroen, ни дать ни взять. Кстати, несмотря на кошачье имя, Pars плавать любит и умеет: как и Otokar, при помощи гребного винта он может разогнаться по воде до 8 км/ч. FNSS PARS 4×4
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Формально эта штука тоже относится к семейству «леопардовых», но мы ее выделим в отдельную категорию, ибо выглядит она уже как более-менее привычный внедорожник, а не как бронетранспортер. Совсем свежая разработка, между прочим — представлена всего полгода назад! Данных, соответственно, пока маловато: соотношение мощности к массе составляет 25-30 лошадиных сил на тонну, в кабину помещается пять человек, максимальная скорость заявлена на уровне 120 км/ч, а запас хода достигает 700 километров. Уже разработано четыре модификации: командная, разведывательная, ударная и противотанковая. Но нам в первую очередь нравится дизайн. FNSS SAMUR
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Но самое крутое у этой конторы — передвижной бронированный понтонный мост! Восьмиколесный девайс по имени «Хорек» натурально взорвал нам мозг. Во-первых, она может работать в качестве парома и переправлять по воде технику массой до 21 тонны. Дальше — больше: можно сцепить две или три таких друг с другом, и тогда получится судно грузоподъемностью до 70 и 100 тонн соответственно. А 12 «Хорьков», соединенные в общую цепь, формируют 150-метровый мост, который будет стоять не шелохнувшись в реках со скоростью течения до 2,5 метров в секунду. Еще одна строчка на официальном сайте скромно возвещает, что в определенных условиях цепь может состоять из бесконечного числа таких машин. Так вот чем они перекроют Босфор, если вдруг... BMC KIRPI
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Еще один турецкий производитель автобусов и грузовиков, балующийся с бронетехникой, называется BMC. Официальный сайт на информацию скуп: модель Kirpi вмещает от 10 до 15 человек, защищена от мин и стрелкового оружия и может оснащаться пулеметом с ручным или дистанционным управлением. Под капотом — 375-сильный двигатель, работающий в паре с автоматической трансмиссией. Есть системы пожаротушения и подкачки шин, а из благ цивилизации присутствует кондиционер. ГРУЗОВИКИ BMC
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Логично, что у компании, делающей и грузовики, и бронемашины, есть и линейка армейских грузовиков. Брони и пушек у них нет, зато есть три модели грузоподъемностью от 2,5 до 10 тонн, соответствующие, как отдельно замечено в спецификациях, стандартам НАТО. Каким именно, впрочем, не уточняется. NUROL EJDER
На каких машинах турки будут воевать, если вдруг
Частный концерн Nurol, занимающийся всем от энергетики и туризма до строительства мостов и заводов (и индивидуальных противоядерных бомбоубежищ), между делом разработал еще один турецкий броневик. Называется он Ejder («Дракон») и при помощи 450-сильного дизеля Cummins умеет разгоняться до 110 км/ч. Броня, как и у конкурентов, выдерживает попадание из 7,62-миллиметрового оружия, в бронекапсулу поместится 10 бойцов и двое членов экипажа, а вооружить Ejder можно пулеметами калибров 7,62 и 12,7, 25- и 30-миллиметровыми зенитными пушками или 40-миллиметровым гранатометом. Предусмотрена возможность установки чего-нибудь еще более злобного — для этого нужно только слегка изменить и усилить конструкцию. В общем, как-то так, если очень бегло, выглядит турецкая бронетехника. Мы сознательно не включали сюда гусеничные машины (не считая «Алтая») и не уходили слишком глубоко в тактико-технические характеристики. Даже без этого всего можно сделать вывод, что индустрия у турков сейчас на подъеме: новинок много, а планов еще больше. И, с вашего позволения, на этом мы, избегая каких-либо выводов и морали, рассказ и завершим. Но если вдруг...