Путешествие Москва - Салоники, Греция
Ссылка на авторов и оригинал материала: Журнал CARS.RU
Так я и решил: что нам кризис — мы на танке. В роли танка выступил Mitsubishi Pajero Sport с 2,5-литровым 178-сильным дизелем и пятиступенчатой автоматической коробкой передач.
Из соображений элементарной экономии отели были заказаны по ходу движения еще в феврале. Ведь, например, в Сербии в сезон стоимость гостиничного номера в самой захудалой ночлежке начинается от 50 евро, а так — всего 10. И это лишь одна из тех маленьких хитростей, которые позволяют экономить даже в еврозоне в нынешние времена.
От Москвы до Польши «поезд проследует без остановок» — задерживаться смысла нет, Минское шоссе в хорошем состоянии и сильно не загружено, границу между Россией и Белоруссией обычно проезжаешь без особых задержек, пропускной пункт работает быстро и просто. У поляков сложнее: местные пограничники и таможня настроены по отношению к россиянам довольно враждебно.
ДВА ЗНАКА, ДВА ОГНЕТУШИТЕЛЯ, ВАМ ХВАТИТ?
Поляки осматривают автомобили с российскими номерами придирчиво и скрупулезно: салон, перчаточный ящик, багажник. Проверяют и пересчитывают количество ввозимых сигарет и алкоголя, требуют предъявить, то есть показать, деньги не менее 500 евро.
— У вас должен быть знак аварийной остановки и огнетушитель, — нудит служащая таможни.
— А вы что, дорожная инспекция?
— Нет, но без них мы не можем вас пропустить в страну.
Достаю из запасливого багажника «Паджеро», доверху заваленного вещами, два знака и два огнетушителя.
— Вам этого хватит?
Если не поехать по традиционному 71-ому шоссе, что ведет на юг Европы к границе Словакии, а свернуть на дороги местного значения вдоль границы Польши и Украины, то потратишь немного больше времени, зато сэкономишь нервы. Движение тут спокойнее, скорость ограничена на 50-70 км/ч, едешь так в хвосте машин за трактором, который знаки не разрешают обогнать.
ЭТА ДЕВОЧКА С ЧУПА-ЧУПСОМ ОБОЗНАЧАЕТ ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД ВБЛИЗИ ШКОЛЫ.
До границы Польши и Словакии проще доехать по 68-ой трассе, которая идет параллельно довольно загруженному 71-ому шоссе. Пункт пропуска работает быстро, вежливо и без излишней подозрительности в адрес россиян. Этот маршрут хорош еще и тем, что поможет сэкономить на дорожных сборах. А вот если двигать по 71-ой, то заранее насыпьте куда-нибудь — благо в Pajero Sport ниш полно, от кармашка слева под рулем до полки под блоком климатической установки — монеток на 15 евро, чтобы заплатить за участок между городами Прешов и Кошице. Разница во времени же будет незначительной: ограничение скорости на 68-ом шоссе составляет 90-100 км/ч, а на 71-ом — 120 км/ч.
В Словакии хорошо: чистота, порядок, красота. Тут чтут память советских солдат, освободивших страну от немецкой оккупации, и заботливо ухоженные памятники тому свидетельство. Местные дороги в очень хорошем состоянии. Однако не успеешь насладиться пейзажами, как уже подкатываешь к границе с Венгрией.
И будьте готовы к тому, что мадьярские пограничники, таможенники и другие служащие принципиально не говорят ни на каком языке кроме родного. Захватили с собой русско-венгерский разговорник? Нет? Готовьтесь к общению на языке жестов. Впрочем, его венгры тоже понимать не хотят.
Да еще при въезде на территорию Венгрии необходимо сразу заплатить дорожный сбор 15 евро с машины. За пользование автобанами, по которым придется проехать около 200 километров. Думаете, это так просто? Мне пришлось изрядно помучиться, чтобы всучить деньги в обмен на наклейку на лобовое стекло — продавщица не хотела понимать по-английски, а по-венгерски я ни бельмеса не знаю до сих пор. Хорошо, что этот непродуктивный диалог прервал водитель-дальнобойщик, которому надоело ждать результатов переговоров, и быстро решил проблему русского туриста.
В Венгрии глазу зацепиться не за что, вдоль трассы только деревни и поля с подсолнухами, а Будапешт с окружной дороги виден лишь издали. Зато перед погранпереходом на границе с Сербией скучно не будет: по этой трассе в сторону моря едет чуть ли не вся Европа, так что очередь вытягивается аж на 10 километров. Но есть и «козьи тропы»: с трассы Е75, что ведет к границе, надо свернуть на юго-запад, на шоссе 55 в сторону местечка Кишсалаш (Kizzsallas), а от него двигаться на юг на Томпу. Вот там через небольшой КПП, без всяких очередей, за пять минут нам удалось попасть в Сербию.
Утро после ночевки в городе Новый Сад чуть не началось с рыданий: в Сербии оказалось самое дорогое топливо из всех стран, где уже пришлось побывать на заправках. Делать нечего, без солярки далеко не уедешь. Еще один «сюрприз» — состояние местных дорог: мягко говоря, не фонтан, хотя сербы и стараются, строят новые шоссе и тоннели, ремонтируют дорожное полотно. Если ехать на легковой машине, а не на внедорожнике, то можно довести подвески до замены.
Сербские придорожные пейзажи оживляются бредущими вдоль дорог беженцами из Африки и с Ближнего Востока. Поодиночке и небольшими группами, пестрая толпа с узлами и чемоданами пробирается на север Европы, где «экспаты» рассчитывают получить убежище и социальное пособие. Местные на них уже не обращают внимания. А вот к россиянам относятся очень хорошо: встречают с искренней радостью, везде пропускают без очереди — даже на границе, так что в Македонию мы просочились без задержек.
В Македонии не самые хорошие дороги и при этом платные: на трех участках по 1,5 евро набирается 4,5. Топливо дешевое, однако ехать приходится по горам, так что расход будет повышенным. Воспользоваться низкими ценниками можно впрок, если взяли с собой канистры — тогда в Греции с дорогой горючкой удастся сэкономить.
А еще в бывшей республике Югославии очень красиво: горные дороги и сплошные сады. На обочинах идет бойкая торговля: за 20 евро мы «затарились» на небольшом придорожном рынке двумя ящиками помидоров, двумя ящиками огурцов и ящиком спелых дынь, притом что местный фермер остался очень доволен выгодной сделкой. Из Македонии и Греции за копейки можно привести отличные запасы на зиму.
От границы Греции до Салонников последние 90 километров едешь весело — под гору, так что занимает этот отрезок всего час. В саму Северную столицу Греции лучше не заезжать, а то погрязнешь в пробках. А вот в округе можно посмотреть на маленькую копию московского Кремля, которую выстроили грузинские греки, выходцы из бывшего СССР. В нем имеется копия Георгиевского зала, в котором могут разместиться 1 200 человек — говорят, даже мэрия Салонников иногда арендует этот зал по особо торжественным случаям.
В Греции, если расплачиваться в ресторане наличными, можно получить скидку 20%. Для иностранцев деньги в банкоматах выдаются без ограничений, нет никаких проблем с оплатой банковскими картами в магазинах, ресторанах и гостиницах.
Если хотите немного сэкономить во время поездки, не поленитесь съезжать с трассы в небольшие городки и поселки: там и питание будет дешевле, и топливо.
Итоги Москва — Салоники:
— протяженность маршрута по «гуглокартам» — 2 868 километров
— время в пути без спешки — три дня с двумя ночевками
— затраты: топливо и дорожные сборы — 1 000 евро
— гостиницы (заблаговременное бронирование и оплата) — 110 евро за четыре ночи
— питание, фрукты, мелкие расходы — около 150 евро
Рассказывать про обратную дорогу смысла нет: все то же самое, только наоборот. Разве что при выезде из Евросоюза польским пограничникам было все равно, что ты «выносишь» с собой из их страны. Ну, и Mitsubishi Pajero Sport я поблагодарю отдельно: если бы ехал на легковой, то на ремонт подвесок потратил бы по приезду внушительную сумму. Правда, и «Паджеро» был частенько немилостив, например, на скорости свыше 100 км/ч начинал съедать дорогую соляру по 12-13 литров на 100 километров. На меньшей аппетит падал до 8-9 литров. Зато по горным перевалам я ехал в разы уверенней других, ну, и съезжать с дороги ни разу не боялся.