Поездка по Норвегии

Ссылка на авторов и оригинал материала: Журнал CARS.RU

Mazda CX-5
Это было круто. Почти шесть тысяч километров за пять дней. Не меньше 12 часов в автомобиле каждые сутки. Бесконечно длинная, не кончающаяся Швеция, неожиданно зеленая Дания, незаметно промелькнувшая за окном Германия, встретившая нас безумным ливнем и непонятными таможенниками глубоко на территории страны Франция, солнечная, долгожданная, благословенная Испания.
А начиналось все с Норвегии. Стоп, не так. Начиналось все с идеи. Идея звучала так: не хочешь, спрашивает у меня Маша, PR-директор компании Mazda в России, проехать на автомобиле от самой северной до самой южной точки Европы? Хочу, конечно! Могла бы и не спрашивать.
Mazda CX-5
Реальность, как и положено, оказалась бодрее всех ожиданий. Загвоздка (Коля, выдохни) в чем: попасть на этот долбанный Север из Москвы не очень просто. Сначала нужно прилететь в Осло. Вечерний рейс «Аэрофлота», два часа в воздухе, арийское такси с коренным арабонорвегом inside до гостинцы — все это просто. А вот потом логистика начинает становиться запутанной. Прежде всего нам надлежит попасть в Тромсе. Этот мало чем примечательный городок на севере Норвегии (ха, оксюморон — север Норвегии!) важен наличием в местном аэропорту ВПП, способной принять ближнемагистральный турбореактивный самолет. Дальше — ну а вы-то чего ждали, товарищи, — летает только «кукуруза».
Mazda CX-5
Кукуруза канадского производства благополучно принимает нас на борт, кочегарит оба винта, стремительно чешет по полосе и взлетает куда-то в небо. А потом садится. И мы выходим. И тупим у багажной ленты, каковой в местном сарае, что по недоразумению называется аэропортом, именуется полутораметровый огрызок обернутых в резину роликов. Но ничего не происходит. Минут через пять рядом с огрызком появляется аэропортовый служащий в трениках и оранжевой жилетке. «Вы в Хоннингсвог летите?» — «Да. Вроде». — «Тогда вы зря здесь вышли, это Хаммерфест». Гм. Ну и кто знал, что самолеты в этой Норвегии летают как подмосковные электрички до 45-го километра с остановками по всем пунктам? Старательно пряча глаза от стюардессы, мы пробираемся обратно в самолет. Еще один разбег по полосе, полчаса стыда — и мы на месте.
Mazda CX-5
Хоннингсвог прекрасен, как может быть прекрасной дыра где-то на краю земли. Аккуратные домики, порт с симпатичными лодками и целым одним большим кораблем с незамысловатым именем Polaris. Из достопримечательностей — неработающий ресторан, работающая шаурменная с астрономическими ценами, алко-маркет, универсам и изрядное множество очень странного ассортимента магазинов. Вот например: что бы делать в этой деревне бутику кранов и раковин? А он там есть. Или лавка дизайнерских электроприборов — от чайников до утюгов — что она забыла в тех краях? Непомерного размера и ассортимента обувной? При этом единственная, кажется, на город «сувенирка» закрыта — зато оттягивающиеся на лавочке рядом подростки радостно вопрошают «рашн?», услышав родную речь туристов, и предлагают отпить из горла «Столичной». Нет уж, спасибо, благородные доны в это время суток предпочитают другие напитки. И в другое время суток, кстати, тоже.
Mazda CX-5
Вечером — брифинг, на котором организаторы из британской Mazda объясняют правила игры. А точнее, не объясняют ничего. Штука вот в чем. У нас будет — условно — соревнование. Победитель его будет определяться путем сложной женитьбы двух показателей по итогам поездки — средней скорости в пути и расхода топлива. Позвольте, но у нас же разные машины с разными моторами — как сравнивать, например, дизельную Mazda6 и бензиновую CX-5? «Спокойно, — отвечают организаторы, — вы все узнаете». Ну и ладно. Утро первого дня собственно путешествия встречает нас прохладой и тучами. Подъем в 5-30, нужно непременно успеть на самую северную точку Европы для фотосессии. Сам Нордкап поражает своим отличным по ассортименту и качеству товаров сувенирным магазином и... Вот если честно, ничем он больше не поражает.
Mazda CX-5
То есть, не так. Там красиво. Скалы, море, северный ветер, специально оборудованная стелла. Но ощущения, что ты попал на край земли отчего-то не возникает. Что возникает — так желание побыстрее забраться обратно в машину. Холодно! Улетали-то мы из теплой апрельской Москвы, едем в майскую Испанию, а на Нордкапе — как в книге вроде бы Суркова, околоноля. Ладно, погнали. Или не стоит? Гнать в Скандинавии в целом и Норвегии в частности — та еще идея. Там и плюс пять можно поймать штраф в сотню евро. А еще местные, якобы, очень любят стучать на нарушителей... Поэтому мы отправились в путь чинно, размеренно и почти по знакам.
Mazda CX-5
Время, впрочем, показало, что слухи о полной недружелюбности Норвегии по отношению ко злобным нарушителям не совсем справедливы. Другой российский экипаж, как говорит про такие экзерсисы один бывший хороший гонщик, а ныне отличный инструктор, с первых километров принялся валить, как потерпевший. Собственно, в последний раз до самого вечера в первый день мы видели этот второй автомобиль в момент шикарно красивого обгона кавалькады из трех норвежских машин в закрытом левом повороте, где с одной стороны гора, а с другой обрыв. Но смелость, слабоумие и отвага, как известно, берет города — и они тоже в итоге закончили весь маршрут, не собрав ни единого штрафа. И знаете, что? Ехать по Норвегии, особенно в северной ее части, скучно. Грязный снег, скудная полярная растительность, ограничение 80 — тоска! Единственное, что хоть как-то скрашивает досуг — это дерзкий саундтрек, ищите его в следующих сериях.
Mazda CX-5
Зато обстановка в жилищах у них милая. Мы останавливаемся в какой-то деревушке попить чаю и посетить удобства. Крошеный домик оказывается внутри удивительно уютным — со всеми этим северными декораторскими штуками вроде шкур на стенах и рогов над дверьми. В предбаннике висит стенд с ножами ручной работы — красивые. Прошу разрешения посмотреть, и через минуту рядом со мной появляется юноша, здоровающийся «приветом» на чистом русском. «Вы из России», — изумляюсь? «Нет, из Украины», — отвечает. Упс, ну извините, мы сейчас так, джаст визитинг. После того, как легкая неловкость прошла, спрашиваю, что он забыл в этой глуши? Рассказывает, что приехал сюда из США, куда попал как раз из Украины. «Но в США было скучнее, чем здесь», — отмечает. Да, парень, не повезло тебе, видимо, с американской мечтой... 800 запланированных километров с переездом из Норвегии в Финляндию, а затем и Швецию тянутся долго. На место мы приезжаем ближе к 9, быстро закинуть вещи и нестись в ресторан, пока работает. Хватив по положенные 50, мы с товарищем выходим курить к дверям отеля, где встречаем англичанина из организаторов. Не признав в нас своих «пациентов», видимо, тот вместо «здравствуйте» интересуется: не знаем ли мы, где здесь расположен ближайший лэп дэнс. Красиво живут наши английские друзья! Мы, разумеется, ответили, что... Хотя, нет. Об этом вы узнаете в следующей части.