Тест-драйв Kia Sportage. Путешествие Мурманск - Пермь
Ссылка на авторов и оригинал материала: Журнал CARS.RU
По идее. Но получилось, что организаторы сами себе выстрелили в ногу. Не верю, что они не могли предположить такой исход. Уже на первом отрезке пути от Мурманска до Перми («нулевой» этап Петрозаводск — Мурманск предлагаю не считать, ибо это не совсем с севера на юг) все плюсы «Спортейджа» померкли перед одним жирнющим минусом: подвеской. После обновления здесь появились «адаптивные» амортизаторы — на небольших неровностях они работают с малым усилием демпфирования, а на крупных кочках открывается дополнительный клапан, и подвеска становится жестче, чтобы колеса лучше сохраняли контакт с поверхностью. Задумка неплохая... но в реальности совершенно не работает.
Дело в том, что ехали мы по России, и за исключением действительно идеальной дороги от Мурманска до Медвежьегорска с покрытием на нашем маршруте дела обстояли из рук вон плохо. Асфальт, на 20% состоящий собственно из асфальта, а на все остальное — из заплаток на любой вкус? Есть. Внезапные кратеры, куда можно провалиться на полколеса? В изобилии. Жесткие гребенки грейдеров и лесные тропинки с постоянно меняющимся рельефом? О, их есть многие сотни километров!
И знаете, как себя ведет Sportage в таких условиях? Ужасно. Дикая раскачка на длинных волнах сочетается с немилосердной тряской и постоянными пробоями подвески даже там, где этого вообще не ожидаешь. Думаете, придираюсь? А вот и нет. По куску этого же маршрута я парой недель ранее успел прокатиться на Kia Rio в ходе путешествия на Соловки (о нем расскажу чуть позже) — так вот, сей непритязательный городской седанчик чувствовал себя гораздо увереннее!
А самое неприятное (но в то же время интригующее) обстоятельство заключалось в том, что беречь ни кроссоверы, ни самих себя у нас элементарно не было времени! В каждый из трех дней надо было проехать по тысяче (плюс-минус сто) километров, поэтому валили мы натурально как в последний раз. Не тормозя перед ухабами, обгоняя попутный транспорт везде где только можно (иногда — где нельзя) и вообще всяческим образом экстремаля. При этом внешность машин на фотографиях обманчива: за исключением отличной резины BFGoodrich, багажников на крыше и обыкновенных проставок в подвеске это абсолютно стандартные машины со 184-сильными дизелями.
И, на удивление, машины весьма крепкие. Я сейчас специально повторюсь, чтобы вы поняли весь масштаб происходившего. Мы валили. Валили на пределе и зачастую за ним, будто у нас тут не чинный автопробег, а настоящий ралли-рейд, где счет идет если не на секунды, то на минуты уж точно. На стандартной дорожной машине ни один здравомыслящий автомобилист так дубасить не будет даже если услышит, что в соседней деревне перевернулся грузовик с пивом. А мы дубасили — и, за исключением слегка оторванной защиты картера и вырубившейся страховочной электроники на одной из машин (видимо, из-за повреждения датчика ABS), за три дня мытарств со «Спортейджами» ничего страшного не произошло. Более того, автомобили и сейчас находятся в пути — как раз где-то ближе к концу маршрута. И один из них будет выставлен как есть на стенде Kia на Московском автосалоне. Непременно наведаюсь туда, чтобы пустить скупую слезу.
В общем, я вот что хочу сказать. Sportage — неплохой кроссовер с приличной динамикой (если, конечно, мы говорим именно о мощной версии дизеля), добротной шумоизоляцией, приятным дизайном и интерьером, достойно звучащей музыкой, в конце концов. И с отвратительной подвеской. Которая, впрочем, позволяет ездить по любой России из имеющихся, если вам нет особого дела до комфорта. Ну или если все остальные качества машины вам отчего-то милее. Лично мне это непонятно, но раз народ берет — значит так надо.
Куда больше вопросов у меня возникло не к машине (к ней я под конец пути проникся каким-то почти братским уважением, после всего-то, через что мы прошли), а к стране, по которой мы ехали. Презрев лежащий на поверхности маршрут Мурманск — Вологда — Киров — Пермь, мы поехали севернее, через Каргополь, Котлас и Гайны. И я даже не знаю, что проняло сильнее. То ли бесконечные полупустые деревни, стоящие вдоль Северной Двины — они там все «чьи-то»: Михайловская, Петровская, отчего-то еще и Чаплинская есть, — неотличимые друг от друга в своей бедности и безысходности. То ли те самые Гайны — тоже деревня, но огромная, размером с нормальный городок, стоящая тупо посреди большого лесного ничего, где на многие десятки километров вокруг нет вообще никакой жизни.
То ли то, что даже в таких условиях живут и играют радостные и беззаботные дети, которым, кажется, ничего большего и не надо. Зажрался я, говорите, в своей Москве? Так большая часть страны живет? Да знаю, что так и живет. Но мне за всех них просто-напросто обидно — и, что еще серьезнее, мне перед ними стыдно. Стыдно проноситься мимо на машине стоимостью в полтора миллиона, стыдно сетовать на то, что она как-то не так отрабатывает неровности и весьма посредственно из-за увеличенного клиренса и специфической резины рулится. Стыдно после этого ночевать в пермском «Хилтоне», предварительно поужинав на сумму, которой по совести человеку должно хватать на неделю.
Да, зажрался. Но такие вот путешествия, знаете ли, здорово отрезвляют. Приходит понимание того, что тот же Sportage для большинства — не средненький кроссовер, который в основном берут за внешность и пятилетнюю гарантию, а всамделишный космос. И появись такая машина в какой-нибудь деревне Красава — обладатель ее станет царем всех близлежащих окрестностей, а на демонстрацию работы системы автопарковки можно будет продавать билеты, как в цирк.
К чему я это все? Да к довольно банальной мысли: цените то, что у вас есть. И, завидуя западному уровню жизни, не забывайте, что в вашей родной стране есть огромное количество мест, где живется по-настоящему хреново. Да там даже интернета толком нет, чтобы прочитать вот эту вот статью! А я, пожалуй, свалю на выходные на дачу. Там тоже нет никакого 3G, а на телевизоре ловится полтора канала. Глядишь, и вспомню, и пойму, чему радуются дети поселка Гайны.