Обзор грузовика Mercedes-Benz Actros SLT и Arocs SLT

Ссылка на оригинал материала и правообладателя - DALNOBOI.ORG

Mercedes-Benz завершил формирование линейки с двигателями Евро-6. Миру представлены сразу две модели: Actros SLT с пневматической подвеской и кабиной GigaSpace или BigSpace и Arocs SLT с рессорной подвеской и кабиной BigSpace или StreamSpace. Поодиночке они могут работать в составе автопоезда полной массой до 250 т, а в сцепке из трех тягачей – до 750 т. Это настоящие чемпионы в мире силового экстрима.

Достоин Книги Рекордов Гиннесса

Подобные грузовики легко узнать по характерной массивной надстройке за кабиной и дополнительным осям. Их ставят в сцепки габаритной длиной до 100 м, а вес с седельным или обычным прицепом даже без груза доходит до 65 т, что более чем в полтора раза превосходит действующий в ЕС допуск для проезда по дорогам общего пользования. При этом сами тягачи перемещают до нескольких сотен тонн крупногабаритного и, чаще всего, неделимого груза.

Эти незаменимые труженики перевозят огромные яхты и небольшие подводные лодки, турбины электростанций и промышленные трансформаторы, судовые дизели и заводские котлы. В Европе их широко используют на доставке лопастей и других деталей ветровых установок. И на музейной стезе они незаменимы. Например, советский космический корабль многоразового использования «Буран» был доставлен в политехнический музей Spee в 2008-м с помощью Mercedes-Benz Actros SLT второго поколения. И гордость советского авиастроения, сверхзвуковой пассажирский лайнер ТУ-144 был привезен в музей Sinsheim в разобранном виде в том числе и с помощью супертягача.

Новый Mercedes-Benz SLT относится к транспортной элите: его производство исчисляется всего 100 единицами в год. Такой тягач стоит как три-четыре обычных серийных, зато и прибыль он способен возить согласно своему назначению: один рейс может стоить и миллион евро! Разработка нового SLT началась в 2010 году и была поручена CTT (Custom Tailored Trucks) на заводе Мольсхайм во Франции в тесной кооперации с конструкторским отделом грузовиков в Штуттгарте. Немцы называют этот завод «ателье», подразумевая индивидуальную подгонку под конкретного заказчика. Оно находится в 100 км от основных производственных мощностей по выпуску грузовых автомобилей Mercedes-Benz в Вёрте и ведет свою историю с 1967 года. Если сам завод в середине 60-х основал импортер легковых «мерседесов» Royal Elysees, то подразделение СТТ образовано на стыке веков, в 2000 году. Предприятие в Мольсхайме со штатом 600 сотрудников занимает площадь около 500 тыс. м2, из которых 20 тыс. м2 приходится на крытые помещения. В них расположены 65 рабочих участков и две покрасочные камеры, а с мая 2013-го введен в строй высокостеллажный склад.

Сосредоточенные на предприятии 500 пресс-форм и 700 сварочных приспособлений режут, гнут, варят металл с высокой точностью. Непосредственно за переоборудование серийного продукта в эксклюзивный отвечают 220 сотрудников и 70 инженеров. Директор завода в Мольсхайме Клаус Фишингер с гордостью подчеркивает, что девизом его коллектива является слоган «невозможное возможно», подчеркивая тем самым производственный потенциал. За годы работы здесь выпущены тысячи единиц техники, которые проданы в 140 стран мира, включая Россию и Китай.

Базовый автомобиль SLT производят на заводе в Вёрте, а окончательную сборку выполняют в Мольсхайме. Например, это касается подгонки рамы для крепления агрегатов и радиаторов за кабиной водителя с размещенными там заправочными емкостями и компонентами. Имеется в виду и монтаж управляемой поддерживающей оси в четырехосных седельных тягачах или сцепных опор с ТСУ для тяжелых грузов спереди и сзади. Подразумевается установка регулируемого ССУ, отжимной плиты сзади, так называемого подиума для агрегатов, рабочих фар. В итоге серийный тягач постепенно преображается в специальный.

Каждый пятый грузовик семейства SLT так или иначе переоборудован в Вёрте, иногда прямо на конвейере. Если переоборудование занимает до 15 часов, то его делают в Вёрте, а если больше – то в Мольсхайме. И новый SLT – не просто автомобиль с рекламного буклета. Он уже находится в серии и на его счету несколько успешных транспортных операций, проведенных в Германии и Швейцарии. В частности, в его активе перевозка железнодорожного локомотива, негабаритных ступичных подшипников и огромной газовой емкости – контейнера по сжижению природного газа.

Есть ли спрос на такую технику в период экономического спада? А как же?! Например, в Баварии отмечено утроение объемов транспортировки тяжелых грузов. Это связано с увеличением строительства ветряных мельниц, потребность в которых велика из-за дороговизны импортируемых энергоносителей.

Технические деликатесы: в меню только лучшее

В настоящее время Mercedes-Benz SLT – единственный в своем классе с двигателем Евро-6, турбозамедлителем сцепления и 16-ступенчатой автоматической коробкой передач с тремя силовыми режимами в базовой комплектации. Старт продаж новинки прошел в декабре 2013 года, а с апреля 2014-го будут доступны версии Arocs SLT со всеми ведущими колесами. К техническим деликатесам двигателя можно отнести турбокомпауд, т.е. вторую турбину, установленную после турбонагнетателя. Она использует энергию отработавших газов. Усилие по валу и через гидродинамическую муфту подается на зубчатую передачу и, тем самым, на коленчатый вал. Сидящий за рулем ощущает действие турбокомпаунда по увеличению резкости отклика двигателя уже при низкой частоте вращения. Под высокой нагрузкой достигается и снижение расхода топлива.

Супертягач получил чрезвычайно мощный декомпрессионный моторный тормоз High Performance Engine Brake. Одна из двух его ступеней активируется с помощью правого рычага на рулевой колонке. Отклик не мгновенный, но достаточно быстрый, и главное – моторный тормоз достигает внушительной мощности до 475 кВт (646 л.с.). Первичный ретардер обеспечивает дополнительные 350 кВт (476 л.с.). Но бояться такого потенциала не следует: для защиты коробки передач мощность обеих тормозных систем SLT ограничена суммарным значением 720 кВт (979 л.с.). Ею можно воспользоваться даже при движении под уклон с максимальным грузом.

За передачу тягового усилия отвечает КПП Mercedes-Benz G280-16 PowerShift, кстати, единственная автоматизированная «шестнадцатиступка» на таких тягачах. После усиления она передает полный максимальный крутящий момент двигателя в 3000 Нм. Передаточные отношения 11,7 на первой и 0,69 на высшей передаче создают большой динамический диапазон. Автоматика переключает передачи на 20% быстрее, чем на прежнем SLT. Трансмиссия распознает режим принудительного холостого хода на спусках и удерживает включенную передачу во благо максимальной тормозной мощности двигателя. Функция «ползучей скорости» в PowerShift 3 со встроенным режимом маневрирования обеспечивает простое трогание с места и перемещение с точностью до сантиметра. Выйти из режима маневрирования можно, нажав на педаль акселератора до режима «kick down». Экономичный режим «Standard» используют при движении без груза или с небольшим грузом. В режиме «Manuell» (ручной) водитель сам выбирает нужные передачи. В положении «Power» переключение происходит на повышенных оборотах. И, наконец, изюминка: «Heavy» переключает передачи особенно быстро в соответствии с нужным крутящим моментом. Разумеется, серийная функция EcoRoll в режимах «Power» и «Heavy» полностью деактивирована.

Сцепление на SLT-2014 легче и одновременно служит мощным ретардером. В нем друг напротив друга расположены колесо насоса и турбины, не имеющие контакта: усилие передается с помощью масла ATF. Количество масла регулируется, и водитель может адаптировать передачу крутящего момента и мощность под конкретные условия движения. Сокращенное время удаления масла из сцепления с турбо-ретардером ведет к ускорению переключения передач и увеличению разгона груженого автопоезда. Быстрый рост крутящего момента предотвращает нежелательное скатывание при трогании в гору. На подъемах с включенной передачей переднего хода автопоезд может намеренно медленно скатываться назад, при этом интенсивность скатывания регулируется педалью акселератора, т.е. без расхода сжатого воздуха. В нужный момент SLT может быстро начать движение вперед – достаточно «дать газу».

Контуры гидравлического масла тягача (дополнительный жидкостный насос, привод вентилятора) и седельного прицепа в новом SLT отделены друг от друга. Это предотвращает попадание неизвестного или загрязненного масла полуприцепа в контур тягача. Вместе с тем, оба контура можно полностью нагружать независимо друг от друга. Уровень жидкости контролируется через три смотровых окна.

Технически допустимая нагрузка на каждую ось с наружными планетарными редукторами Mercedes-Benz достигает 16 т. Стандартное передаточное отношение составляет i = 5,333. При использовании прочных шин размера 315/80 R22,5 на ведущих осях частота вращения двигателя равна 1490 об/мин при скорости 80 км/ч. Благодаря этому SLT рассчитан на высокое тяговое усилие. Дополнительные передаточные отношения редукторов в диапазоне от 4,833 до 6,0 обеспечивают точную адаптацию SLT под желания заказчика и сферы использования. К другим техническим особенностям SLT 8×8 относится новое электрогидравлическое рулевое управление Servotwin для четырехосных ТС. Оно обладает параметрическими характеристиками: усилие нарастает по мере увеличения скорости движения. Присутствует и активный возврат рулевого колеса в положение прямолинейного движения.

Многообразие и уникальность в деталях

Если предыдущий SLT был построен на платформе флагмана третьего поколения, то новый сразу дебютирует в облике двух моделей. Топовая из них – Actros SLT с пневматической подвеской и магистральной кабиной GigaSpace или BigSpace габаритной шириной 2500 мм. Вторая версия построена на платформе Arocs Grounder с рессорной подвеской и кабиной BigSpace шириной 2500 мм или StreamSpace шириной 2300 мм. Трехосный Actros SLT (6х4) доступен с колесной базой 3400 или 4000 мм, а четырехосный (8х4) поставляют с базой 4000 мм. У Arocs SLT с подвеской на стальных упругих элементах диапазон заводских вариантов больше: 6×4, база 3300 или 3900 мм; 8×4, база 3900 мм; 8×6, база 4200 мм; 6×6, база 3900 мм; 8×8, база 4850 мм.

Исполнения SLT с полным приводом и с колесной формулой 6×6, 8×6 и 8×8 появятся нынешней весной и предназначены они, в основном, для экспортных рынков. Наряду с левым расположением руля есть и правое, а также специальные исполнения для эксплуатации вне дорог с твердым покрытием на шинах размерностью 14.00 R20 для модификаций с полным приводом. В зависимости от комплектации ширина рамы составляет 834 мм с толщиной лонжеронов 8 мм у Actros SLT с пневмоподвеской или 744 мм с толщиной лонжеронов 9 мм у Arocs SLT на параболических рессорах.

К этому добавляются специально разработанные усилители. Лонжероны не свариваются и состоят из мелкозернистой стали холодной вытяжки – гарантия держать экстремальные нагрузки. Сбоку предусмотрено место для бака мочевины на 75 л у Actros и на 60 л у Arocs. Компактно размещены друг над другом АКБ и система выпуска отработавших газов. Водитель может удобно и безопасно ходить над рамой в области перед ССУ по так называемому помосту – платформе за холодильной башней. Она выполнена из алюминия, имеет рифленую противоскользящую поверхность и снабжена выдвижной лестницей.

Для оснащения этого тягача понадобился самый мощный в линейке немецкого производителя 6-цилиндровый рядный двигатель Mercedes-Benz OM473 рабочим объемом 15,6 л. Он развивает мощность 625 л.с. и максимальный крутящий момент 3000 Нм при 1100 об/мин, и он не единственный для SLT. Наряду с топ-версией доступны моторы мощностью 517 и 578 л.с., развивающие максимальный крутящий момент соответственно в 2600 и 2800 Нм. Двигатель характеризуется высокой нагрузочной способностью. Его номинальная частота вращения 1600 об/мин означает хорошую тягу в основном рабочем диапазоне. Во всех исполнениях уже при оборотах чуть выше холостых достигается крутящий момент в 2500 Нм. Отсюда – необычайная эластичность и тяговитость.

Картер отлит из особого сплава и за счет ребер обладает повышенной жесткостью. Монолитные поршни выполнены из стали, шатуны армированы. Оптимальное охлаждение обеспечивают мокрые гильзы. Монолитная головка блока цилиндров из серого чугуна с вермикулярным графитом рассчитана на давление воспламенения свыше 200 бар. Компактная и жесткая зубчатая передача на стороне отбора мощности приводит в действие два верхних сборных распредвала. Как в других двигателях Heavy-Duty нового поколения со звездой, за впрыск топлива отвечает Common-Rail с усилителем давления X-Pulse. Максимальное давление в общей топливной рампе на уровне 900 бар в отдельных форсунках усиливается до 2100 бар.

Мотор построен по технологии BlueTec с катализатором SCR и впрыском мочевины в отработавшие газы. К этому добавляется сажевый фильтр. И единственный минус для России – не готовность к эксплуатации техники уровня Евро-6…Кстати, силовой агрегат являет собой отражение глобализации: в нем есть компоненты, произведенные не только в Германии, но также в Великобритании, Тунисе, Турции, США, и даже в ЮАР и Японии. Срок службы мотора увеличен на 20%, и для техники ценой в несколько сотен тысяч евро это совсем не мелочь. Основу производственной программы SLT составляют четырехосные модификации. В такой конфигурации допустимая полная масса тягача достигает 41 т. При этом нагрузка на отдельную ось от бампера к хвостовой части рамы распределяется следующим образом: 9 т, 8 т и две оси по 13 т. Для экспортных рынков возможны более высокие значения полной массы тягача, скажем, 48 т для Arocs 8×8.

Перевозчик, который довольствуется полной массой до 120 т, передвигается преимущественно по ровной местности, может получить тягач в виде Semi-SLT без сцепления с турбо-ретардером и без дополнительной системы охлаждения. В рамках индивидуальных допусков, также возможна полная масса в 150 т.

Супертягачи SLT 2014 модельного года поставляют с различными седлами, по желанию дополненными регулировочным устройством для оптимизации нагрузки на каждую ось в зависимости от степени загрузки. Для режима движения в составе автопоезда новый SLT может оснащаться передними и задними сцепными кронштейнами. В этом случае используются ТСУ фирмы Rockinger. Есть и SLT с балластной платформой. Она обеспечивает тягу, например, при использовании прицепа с дышлом или в качестве тягача/ведомого в сцепке нескольких большегрузных тягачей.

Что изменилось

По сравнению с предшественником у нового SLT много существенных отличий. Например, в моторном отсеке вы не увидите силовой агрегат V8 – теперь здесь рядная «шестерка» Detroit Diesel. На смену гидравлическому ретардеру пришел водяной. При разгоне сухое сцепление Voith теперь открыто, и набор скорости можно осуществлять без повышенного износа. У сцепления собственный контур охлаждения на 11 л масла. Ключевое преимущество нового ретардера – большая мощность торможения даже на маленькой скорости. Используемая в КПП PowerShift 3 программа «Heavy» позволяет раньше переключать передачи.

Если раньше раму из 26-тонной версии переделывали в 33-тонную, то сейчас такой она идет уже с конвейера. Спереди для режима Pusher интегрировано сцепление, радиус поворота можно снизить на 10 см. Длинная высокая кабина на SLT была еще на Actros третьего поколения. Уже тогда ставили MegaSpace – водители были недовольны маленьким объемом. Теперь в четвертом Actros используется кабина GigaSpace с внутренней высотой 2,13 м – ее объем на 900 л больше. На Arocs SLT применяется кабина с расстоянием от пола до потолка в 1,99 м.

Раньше воздух для охлаждения втягивали за кабиной, но он был подогрет от работающего мотора. Теперь забор воздуха осуществляется с правой стороны. Раньше было два автономных контура охлаждения, а теперь один. Независимо от того, идет разгон ли торможение, одновременно работают и переднее, и заднее охлаждающее устройство.

Существенное отличие тягачей двух поколений – стальная плита. Прежде автомобиль тянул 250 т только через седло, а теперь может и через прицепное устройство. Внушительную часть навесного оборудования переместили в башню за кабиной. Сейчас там ставят ресиверы, 900-литровый топливный бак, 135-литровый резервуар для гидравлической жидкости, 30-литровую емкость для навесного оборудования.

Но у SLT немало общего с другой техникой Mercedes-Benz. Например, радиатор и вентилятор являются компонентами автобусов, а жидкостный насос и расширительный бачок пришли из производства грузовиков. Это снижает количество требуемых специальных запчастей и упрощает создание складских запасов. Производитель планирует выпускать модели в соотношении два к одному: 2/3 составят Actros SLT и 1/3 – Arocs SLT. При этом около 20% займут версии со всеми ведущими колесами.

Функциональность дополняет комфорт

Рабочее место и жилая зона в Actros SLT отделены друг от друга. Комфорт во время длительного пребывания в кабине обеспечивает концепция SoloStar с креслом для отдыха на стороне пассажира. В интерьере Arocs SLT много пластика, который легко чистится. Эргономика по-мерседесовски безупречна. Кокпит с легко читаемыми приборами и цветным дисплеем построен вокруг водителя. Элементы управления и ниши расположены в непосредственной близости, включая ступицы многофункционального рулевого колеса. Подрессоренное кресло подкупает большой подушкой и спинкой с регулировкой плечевой зоны. На заказ ставят кондиционируемое сиденье с функцией массажа.

Ширина спального места 740 мм, длина до 2200 мм. По желанию можно заказать полноценную вторую кровать на верхнем ярусе. Под спальной полкой сделаны багажные отсеки объемом до 558 л. Доступ к ним обеспечен через традиционные лючки слева и справа. В центральной части ящика под кроватью опционально ставят холодильник. Большие боксы с замками над ветровым стеклом вмещают до 332 л багажа. В общем, грех жаловаться.

Новый SLT можно заказать с многофункциональным ключом. По форме и функциям он напоминает смартфон и объединяет в себе комфортное запирание с функциями контроля. Он служит и пультом дистанционного управления для магнитолы, отопителя и стояночного кондиционера (опция). Дополнительным оборудованием является и хромированная дуга с проблесковыми маячками и четырьмя фарами прожекторного типа.

Интервалы технического обслуживания и замены масла в SLT зависят от индивидуальной нагрузки. Сообщения о необходимости их проведения отображаются на дисплее – что называется, не зевай. Основной рынок сбыта SLT находится в Европе, но SLT также работает в Южной Америке и Африке. Для государств с экологическими нормами ниже Евро-6 (а значит, и для России) в обозримом будущем будет доступна оправдавшая себя прежняя модель Actros. Не зря ведь ее показали на «Комтрансе» минувшей осенью!

Текст: Александр Трохачев
Фото автора и Daimler