Тест-драйв грузовика Volvo FH

Ссылка на оригинал материала и правообладателя - DALNOBOI.ORG

У производителей современных двигателей внутреннего сгорания осталось не так много места для манёвра. Коробка скоростей с двумя сцеплениями, как один из путей позволяющих при равных мощностях мотора заметно улучшать динамические и скоростные характеристики автомобиля. На выходе мы имеем, пусть не электрический двигатель, но уже и не тот инертный дизель из прошлого века. В компании Volvo Trucks первыми адаптировали технологию с двойным сцеплением на серийные грузовые автомобили.

На премьере новой линейки Volvo FH, которая состоялась в Гётеборге в 2012 году журналистам лишь обозначили будущую трансмиссию. На тот момент коробка находилась в стадии заключительной доработки и испытаний. Полностью сконцентрировав внимание на грузовике, нас заверили, что новый «автомат» в скором времени будет представлен на широкое обозрение. И шведы не обманули, уже в этом году, в Ганновере показали новую систему переключения передач I-Shift Dual Clutch. За латинскими буквами и заводской терминологией скрывается ни что иное, как первая серийно выпускаемая грузовая коробка передач с двойным сцеплением.

Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_013В Испании одни из лучших дорог в Европе. Как бы мне хотелось увидеть такое шоссе в районе Сима.

Испытать трансмиссию I-Shift Dual Clutch журналистов пригласили в Испанию. Выбор места для проведения тест-драйва был обусловлен гористым рельефом местности Пиренейского полуострова. Нам предстояло проехать более 250-ти километров по дорогам общего пользования. Маршрут предполагал череду затяжных подъёмов с перепадом высот от 0 до 900 метров. Именно здесь, под критическими нагрузками должны были открыться все преимущества двойного сцепления. Тут я позволю себе небольшое отступление от темы, поскольку испанские дороги — это отдельная песня, из которой, ну очень трудно выкинуть слова.

Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_001

В Испании построена отличная и густая сеть автострад. По общей протяженности автобанов страна вышла на первое место в Европе и четвертое в мире. И пока где-нибудь в Германии на берегу Рейна сплошной поток машин втискивается в автобан с двумя полосами в каждую сторону, в горных испанских провинциях стелются полупустые роскошные шести и восьмиполосные шоссе. Вспоминая нашу М5, петляющую тонкой полоской через Урал, на мои глаза наворачивается скупая мужская слеза. Однако, вернемся в русло технологий и испытаний.

коробка_передач_I-Shift_Dual_Clutch_Коробка передач I-Shift Dual Clutch немного увеличилась в размерах

В легковых машинах премиум-класса трансмиссия с двойным сцеплением применяется более десяти лет. С недавних пор эта коробка пошла в массы. Наступила очередь грузового сегмента. Работы по адаптации подобной трансмиссии занимался немецкий флагман ZF, но дальше опытных образцов дело не пошло. Volvo Trucks первыми адаптировали на своих грузовиках коробку с двумя сцеплениями. С недавних пор трансмиссией I-Shift Dual Clutch комплектуются автомобили Volvo FH с двигателями D13 стандарта Euro 6 и рабочей мощностью 460, 500 и 540 л. с. Автомобили уже доступны для европейских клиентов.

Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_004

Снаружи корпус коробки Dual Clutch не сильно отличается от обыкновенной коробки I-Shift. Увеличился в размерах только размер кожуха прикрывающего корзину с двойным сцеплением. Прибавка составила 12 сантиметров в длину и 101 килограмм в весе. Принцип работы коробки I-Shift Dual Clutch основывается на непрерывной передаче потока мощности на карданный вал. По сути — это две связанные между собой коробки передач. Вы включаете передачу на первой коробке, а следующая передача уже задействована на второй. В процессе переключения связанное с первой коробкой сцепление отключается в момент активации второго механизма, поэтому переключение передач происходит без потери полезной мощности.

I-Shift_Dual-Clutch_Engine_torque_

Накануне тестовых заездов, журналистов собрали на пресс-конференцию, где до нас довели основные критерии и принципы работы новой системы переключения передач. По заверению создателей и разработчиков, новая коробка передач значительно улучшила ходовые качества грузовиков. I-Shift Dual Clutch станет надежным помощником при перевозке подвижных и жидких грузов, в частности в грузовиках для перевозки животных и цистерн, поскольку плавный переход на другую передачу вызывает меньшую подвижность самого груза.

Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_006Управление коробкой I-Shift Dual Clutch может происходить как с джойстика, так и с помощью кнопок на приборной панели.

Высокопроизводительная трансмиссия системы I-Shift Dual Clutch также обещает снизить риск увязнуть на скользкой или заснеженной дороге. Чем тяжелее автомобиль, чем жестче условия работы, тем ярче будет проявлять себя система I-Shift Dual Clutch. Переключение передач с усилителем без утраты полезной мощности означает более предсказуемое поведение на дороге, особенно при резких поворотах. В результате управление грузовым автомобилем становится проще и безопаснее. Нам предстояло оценить все достоинства на собственном опыте.

Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_010На встречу нам прошла колонна с военной техникой.

Посмотреть какие процессы происходят внутри коробки и момент работы двух сцеплений можно в коротком ролике от Volvo Trucks. На мой взгляд все предельно ясно и понятно.

После осмысления теории и внутренних процессов сложного механизма журналистам дали время выспаться. Старт тестового пробега начинался недалеко от испанского курортного городка Марбелья, где нас ожидал караван автопоездов. Кроме грузовиков с двойным сцеплением, «на сладкое» были топовые тягачи Volvo FH 16 с двигателем мощностью 750 л.с. выполняющим требования Евро 6. Маршрут был построен таким образом, чтобы оценить и сравнить достоинства и преимущества новой коробки. Грузовики менялись по принципу: от хороших к лучшим.

DSC_0430

Как говориться — почувствуй разницу. И здесь, я не буду долго отвлекать внимание читателей рассуждениями на тему на сколько быстрей и плавней происходило переключение передач с двумя сцеплениями. Просто попытаюсь описать один момент, который на мой взгляд говорит о многом… В Испании существует замечательное правило для водителей грузовых автомобилей. Из которого следует, что если на подъёме автопоезд «сел» и его скорость упала ниже отметки 60 км/ч то водитель обязан включить аварийку и продолжать движение с аварийной сигнализацией до того момента, когда скорость опять не перевалит за отметку 60 км/ч.

Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_007На вершине одного из перевалов въехали то ли в облако, то ли в полосу густого тумана.

Узнал я об этом правиле от инструктора, когда на первом же подъёме мой FH присел до 55 км/ч. Второй грузовик с коробкой I-Shift Dual Clutch, уверенно проходил подъёмы и не опускался ниже 70 км/ч. И здесь без вариантов — при прочих равных, тягач оснащенный коробкой с двумя сцеплениями выигрывает секунды, которые оборачиваются минутными выигрышами на каждом подъёме. Автопоезда естественно были с полной загрузкой, а для большей наглядности я прилагаю диаграмму перепада высот на этом отрезке. В сети есть ролик, где в подъем одновременно стартуют два автопоезда, один из которых с двумя сцеплениями и один с обычным I-Shift (ссылка), там разница заметна с первых секунд движения. И это не рекламный трюк, тестовый заезд действительно выявил огромное преимущество коробки I-Shift Dual Clutch.

road book5_sidor.inddМаршрут был разбит на короткие отрезки. Для каждого из которых имелся график перепада высот. Кроме того все тягачи были оснащены системой I-See, которая при наличии относительно долгих и крутых склонов обеспечивала движение накатом, без применения двигателя.

На заключительном этапе мне достался топовый тягач Volvo FH16 с двигателем мощностью 750 л.с. Флагманская модель выполняющая требования Евро 6 впервые представлена шведами весной этого года. Но так получилось, что за киношными делами я ни разу не проехал за рулем самого породистого скакуна из конюшни Volvo Trucks. Испания стала первым местом знакомства с грузовиком-легендой. Каждая его деталь — это вызов! Вызов непревзойденной мощи упакованной под элегантной внешностью. Особое оформление и дизайн кузовных частей кабины сочетаются с прекрасной отделкой, привлекая внимание окружающих.

13_Driving_Impression_Malaga

Без сомнения, если и бывают статусные грузовики, Volvo FH16 один из них. Оказавшись внутри кабины, сразу привлекает внимание сиденье и рулевое колесо с отделкой из кожи с уникальной цветовой гаммой. Самые крутые испанские горки мы щёлкали как семечки, даже ни разу не перейдя на пониженную передачу. Сорок тонн общей массы — это не тот груз для FH16, чтобы усомниться в его возможностях. Такой грузовик покупают в двух случаях: во-первых, чтобы выполнять исключительную работу и во-вторых, чтобы подчеркнуть исключительный имидж компании-перевозчика.

15_Driving_Impression_Malaga

Новая линейка моторов Euro 6, включает три уровня рабочей мощности: 750 л. с. (3550 Н·м), 650 л. с (3150 Н·м) и 550 л. с. (2900 Н·м). Все три двигателя совместимы с «автоматом» Volvo I-Shift. Самая слабая версия 550 л. с. также доступна в конфигурации с 2 800 Н·м для механической коробкой. Для обеспечения стандарта Euro 6 инженеры Volvo использовали рециркуляцию выхлопных газов (EGR) в сочетании с системой повторной очистки отработанных газов. Новый двухступенчатый турбокомпрессор повышает эффективность процесса рециркуляции отработанных газов и обеспечивает высокую выходную мощность.

engine_volvo_fh_16_750_hp

В двигателе установлена функция «предварительный впрыск». Это значит, что небольшое количество топлива предварительно впрыскивается в цилиндр, обеспечивая более равномерное давление и более мягкую работу двигателя. Кроме того, модель по-прежнему отличается сравнительно низким расходом топлива. На тестовом отрезке Volvo FH16 с мотором 750 л/с, при средней скорости 80 км/ч, компьютер выдал расход 28 литров на 100 км, при том что цели экономить абсолютно не было. Еще одна фишка нового мотора — возможность развивать максимальный крутящий момент уже в диапазоне от 900 до 950 оборотов в минуту в зависимости от версии двигателя.

Volvo_FH_12_с_коробкой_I-Shift_Dual_Clutch_011

Прогресс не возможно остановить. От современного дальнобойщика не требуют отрегулировать клапана и выставить угол зажигания. Работа за рулём, сродни оператора станка с ЧПУ. На первом месте внимание и умение правильно реагировать на команды компьютера. Электронный суфлер сам выберет дистанцию, сам прибавит газу и осадит машину. Если надо он подаст знак что вы съехали со своей полосы движения и подскажет где заправиться. Самое удивительное в том, что это не какая-то фантастика, а обычные реалии наших дней. В законопослушной Европе старый анекдот про дальнобойщика, который целыми днями смотрит в окно уже не кажется таким смешным.

24_Driving_Impression_Malaga

В заключение предлагаю вам посмотреть ролик о прошедшем тест-драйве, где свое мнение высказали ведущие отраслевые журналисты.