Обзор автобусов Вектор NEXT (ПАЗ)

Ссылка на оригинал материала и правообладателя - DALNOBOI.ORG

Спустя почти 65 лет на автобусном заводе ПАЗ вновь начали делать продукцию под маркой ГАЗ. 3 июня был дан торжественный старт серийному производству автобуса малого класса нового поколения «Вектор Next» на облицовке которого красуется эмблема с оленем.

ПАЗ под брендом ГАЗ

Сергей Ухов, фото автора

Интересно, что с первым автобусом ГАЗ/ГЗА-651, производство которого в 1952 году было передано из Горького в Павлово, новинку роднит еще одна деталь – он, как и его давний предок, создан на шасси грузовика ГАЗ. Да, да! Эволюция автобусного производства в Павлове совершила виток и от низкопольных автобусов с несущим кузовом вновь вернулась к высокопольным каркасным машинам на грузовых шасси.

Однако не буду спешить с выводами и обвинять производителя в технологическом регрессе, ведь ПАЗ не отказывается от выпуска конструктивно более совершенных автобусов семейств 3204, Vector и 3237, а просто следует запросам российского авторынка. А последний нынче пребывает в кризисном застое, и чем надежнее, дешевле и практичнее машину ему предложат – тем больше вероятность, что она окажется востребованной.

vektor_next_002Производство автобуса ГАЗ/ГЗА-651 было передано из Горького в Павлово в 1952 году. Первый ПАЗик-651 был построен на шасси 2,5-тонного грузовика ГАЗ-51
vektor_next_003Все последующие модели, в том числе и легендарный ПАЗ-3205 и более современный ПАЗ-3204 (слева) хоть и используют агрегаты от нижегородских среднетоннажников, но имеют несущий кузов
vektor_next_004В начале 2000-х ПАЗ даже построил собственный полунизкопольный городской автобус ПАЗ-3237, который малыми сериями выпускается и по сегодняшний день

До недавнего момента в модельном ряду Павловского автобусного завода роль бюджетного и проверенного автобуса выполняла модель «3205», но в силу возраста и технического несовершенства она удовлетворяла запросам далеко не всех пассажироперевозчиков. Легендарный ПАЗик растерял потребительскую аудиторию не только в двух российских столицах, но и постепенно вытесняется более современными конкурентами из других крупных российских городов.

Даже практически родной для ПАЗа Нижний Новгород чуть ли не на каждом заседании комиссии городской думы по транспорту затрагивает вопрос о пересаживании частных перевозчиков с машин «3205» на более современные модели. Но автобус следующего поколения ПАЗ-3204 (с модификациями) стоит ощутимо дороже в силу применения на нем иностранной агрегатной базы (двигателя и КП, мостов и даже передней оптики). Во многом из-за этого во все года, что параллельно производятся автобусы ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204, машины нового поколения ни разу не превосходили по продажам предыдущее. В частности, за 2015 год было продано 3,18 тысячи всех модификаций «3205» и только 650 единиц «3204-ых».

vektor_next_005Параллельно новым моделям семейства «Вектор» (слева), ПАЗу приходится обновлять и оставлять в производстве «ветерана» – 3205, т. к. он остается самой востребованной моделью для завода
vektor_next_006В нынешних экономических реалиях автобусостроители из Павлова делают ставку на новый автобус «Вектор Next», который является идейным наследником модели «3205»

Такая неутешительная статистика и заставила компанию разработать современный вариант практичного и недорогого автобуса малого класса рассчитанного на перевозку пятидесяти пассажиров. Рецептура приготовления во многом оказалась схожей с моделью «3205», где конструкторы старались по максимуму использовать уже освоенные в производстве узлы и агрегаты, преимущественно от среднетоннажников Горьковского автозавода.

Современный автобус «Вектор Next» ушел в этом направлении даже дальше, чем его предшественник, и в своей конструкции использует не только трансмиссию, ходовую часть и силовой агрегат, но и раму, а также детали интерьера от «ГАЗона Next».

vektor_next_007В основе «Вектора Next» грузовое шасси от «ГАЗона Next» со всем навесным оборудованием, силовым агрегатом, подвеской и ходовой частью
vektor_next_008Каркас с подиумом и стулом ставится для придания шасси самоходности. Перед установкой кузова он демонтируется

Для производства новых автобусов «Вектор Next» из Нижнего Новгорода в Павлово приходят самоходные «ГАЗоновские» шасси, оснащенные всем необходимым для самостоятельного передвижения, кроме кабины/кузова. Для маневрирования по внутризаводским территориям шасси даже оснащают временным подиумом со стулом для водителя, который при попадании в сборочный цех ПАЗа демонтируется. Далее шасси ставят на один из конвейеров сборочного цеха ПАЗа, и сверху на него монтируется уже сваренный в недрах автобусного завода кузов.

vektor_next_009Полностью готовый и окрашенный кузов поступает на сборочный конвейер после прохождения цехов сварки и окраски
vektor_next_010«Свадьба» кузова с шасси предполагает соединение 64 различных элементов от подушек крепления до жгутов электропроводки

К моменту так называемой «свадьбы» с шасси, кузов успевает пройти все стадии сварки, предварительной подготовки и окраски. На кузове к тому моменту даже закреплены нижние боковые кузовные панели и задний бампер, выполненные из пластика. Из пластика же сделаны передний бампер, передняя и задняя панели кузова, элементы крыши, что делается не только для лучшей коррозионной стойкости конструкции, но и для упрощения производства и удешевления замены этих деталей в случае повреждения. Двигаясь от участка к участку, будущий автобус обрастает наружными деталями, такими как передний бампер, фары, вклеиваются стекла и навешивается крышка капота. Одновременно с этим внутри автобуса собирается пассажирский салон и обустраивается место водителя.

vektor_next_011После установки кузова новинку снаружи остается лишь наделить оптикой, передним бампером, задней и передними крышками капота и вклеить стекла
vektor_next_012Сборка салона «Вектора Next» пожалуй самый трудоемкий процесс, поскольку тут монтируется весь интерьер, а также ставится передняя панель и обустраивается место водителя
vektor_next_013Эти оси предназначены не «Вектору Next», а другим моделям, так как у новинки дисковые тормоза всех колес, а главное что шасси с осями приходит с ГАЗа уже «в сборе»

По сравнению с прежними моделями автобусов с несущими кузовами, из процесса сборки каркасных машин исключен целый ряд операций, связанный с установкой на кузов мостов, трансмиссии и силового агрегата, что заметно сократило время и трудоемкость производства автобусов «Вектор Next». Будем надеяться, что это обстоятельство положительно скажется на конечной стоимости автобуса.

vektor_next_0143 июня ПАЗ начал выпуск городской модификации «Вектор Next» длиной 7,6 и пассажировместимостью до полусотни человек
vektor_next_015Планировка салона может отличаться, и в зависимости от количества сидений (от 17 до 25) будет варьироваться и вместимость стоячих пассажиров
vektor_next_016Например, в конфигурации с передней накопительной площадкой помимо 21 сидячего пассажира еще 29 уместятся стоя

Стоимость, кстати, еще не назвали (цифры будут известны ближе к старту продаж в июле), зато в нашем распоряжении есть более значимая информация о технической части автобуса. Итак, «Вектор Next», производство которого только что стартовало, это базовая модель в целом семействе каркасных автобусов городского, пригородного и междугороднего назначения.

Модульная конструкция кузова предполагает наличие моделей разной длины: 7,1 или 7,6 или 8,5 метров. Вместимость городских автобусов от 40 до 70 мест, междугородних: от 25 до 40. Все они будут располагаться на шасси грузовика «ГАЗон Next», длина рамы которого может увеличиваться за счет вставных лонжеронов посредине колесной базы и в заднем свесе.

Тормозные механизмы всех колес – дисковые. Предлагаемый к установке силовой агрегат пока только один – это рядный 4-цилиндровый турбодизель ЯМЗ-53443, выдающий 150 л. с. и соответствующий строгим экологическим стандартам «Евро-5». Коробка передач – механическая, 5-ступенчатая, усиленная версия C40R13 от «ГАЗона Next», производства Горьковского автозавода.

vektor_next_017Как и на «ГАЗоне Next» новый автобус получил турбодизель ЯМЗ-53443, соответствующий стандартам «Евро-5» и выдающий 150 л. с.
vektor_next_018Из-за разросшейся передней панели доступ к двигателю из салона конечно хуже, чем на модели «3205», но проверить состояние технических жидкостей можно не вставая с водительского места
vektor_next_019Основное конструктивное отличие шасси автобуса от грузового – задняя пневматическая, а не рессорная подвеска

Из изменений, которые пришлось внести конструкторам в базовое шасси. Во-первых, рама грузовика подверглась усилению в нескольких местах, после длительных испытаний автобуса по так называемой «бельгийской мостовой». Во-вторых, для увеличения комфорта заднюю рессорную подвеску заменили на 2-опорную пневмоподвеску. В-третьих, в передней оси увеличен угол поворота колес для удобства маневрирования городского автобуса в стесненных условиях.

3 июня 2016 года в серию пошла базовая версия автобуса «Вектор Next», относящаяся к малому классу городских машин. Длина 7,6 м, вместимость в зависимости от планировки салона от 43 до 53 пассажиров. В салоне установлено 20/24 простых антивандальных сидения. На них вполне сносно для городской «маршрутки» можно проехать несколько остановок, даже не упираясь коленками в спинку впередистоящего кресла. При 4-рядной планировке салона места для прохода по салону остается не много – впритык, чтобы два пассажира расходились спиной к спине. На потолке по обеим сторонам, а также перед дверьми установлены удобные поручни. Есть версии автобуса с небольшой накопительной площадкой сделанной прямо напротив передней входной двери.

vektor_next_020В оригинальную переднюю панель органично вписаны руль и подрулевые переключатели, щиток приборов, ручка КП и другие элементы от «ГАЗона Next»
vektor_next_027При захлопывании водительской двери, закрепленное на ней зеркало сильно трясется. Хочется верить, что при проезде неровностей зеркало не будет ходить ходуном. Сиденье тут тоже «ГАЗоновское» – подрессоренное, с удобным профилем подушки и спинки и регулятором жесткости в зависимости от массы водителя

Сильная сторона нового автобуса – оформление и эргономика водительского пространства. Специально для «Вектора Next» разработана оригинальная передняя панель из прочного не скрипучего пластика. Руль и подрулевые переключатели, приборная доска и блок управления светом, ручка КП и некоторые другие элементы тут те же, что и в кабинах «ГАЗели» и «ГАЗона Next». Правое крыло панели развернуто к водителю, чтобы ему не приходилось тянуться к блоку управления климатической установкой, клавишам открывания пассажирских дверей, включения салонных отопителей, подогрева зеркал и прочих функций. Сиденье водителя – тоже от «ГАЗона Next». Оно имеет анатомичную форму подушек и подрессоренную основу с регулятором жесткости в зависимости от веса водителя. Кроме того, у водителя есть собственная входная дверь, упрощающая доступ на рабочее место, и являющаяся дополнительным выходом в случае ДТП.

vektor_next_023Пластиковый кожух порога отлит одной деталью, для прочности имеет алюминиевые накладки на торцах, для удобства – рифленое покрытие и подсветку
vektor_next_024Ширина дверных проемов достаточная для удобного входа и выхода пассажиров по одному. Для механического запирания дверей изнутри имеется защелка
vektor_next_025«Вектор Next» это первый ПАЗик, получивший свои собственные передние блок-фары, хотя стоящий по соседству ЛиАЗ-429260 «козыряет» фарами от «ГАЗона Next»
vektor_next_026Задняя оптика на обеих пассажирских новинках от «Группы ГАЗ» одинаковая. На «Векторе Next» она идет в стандартном оснащении, а на ЛиАЗе – в качестве опции, за место точечных фар

Остается добавить, что первую крупную партию городских маршруток «Вектор Next» перед работниками Павловского автобусного завода пообещал приобрести мэр Нижнего Новгорода Иван Карнилин, выступавший на торжественной церемонии в честь запуска новинки в серийное производство. По его словам уже в этом году на маршруты областного центра поступит 50 новых автобусов.

У самих же заводчан в планах на этот год выпустить не менее тысячи автобусов, а в будущем в зависимости от потребностей рынка ежегодно производить от 3,5 до 5 тысяч машин. Примечательно, что именно в таких пределах колебался годовой спрос на автобусы ПАЗ-3205 в последние несколько лет. В первом квартале 2017 года семейство «Вектор Next» пополнится более комфортабельной междугородней модификацией, а со второго полугодия в серию пойдет модификация, работающая на газомоторном топливе – метане. Гарантийные обязательства распространяемые заводом на новинку составляют 3 года или 150 тысяч км пробега.

vektor_next_006