Обзор автобуса ЗИС 127

Ссылка на оригинал материала и правообладателя - DALNOBOI.ORG

Мне повезло оказаться в числе немногих счастливчиков, кому удалось проехать на олдтаймере и преодолеть не только пространство, но и время, совершая увлекательный рейс на машине времени. Автобус отправлялся от перрона центрального вокзала Эстонии по маршруту Таллин — Ленинград.

Предварительно мы зашли на экскурсию в центральный офис Mootor Grupp AS, который находится на автобусной станции в Таллине. Собственно сам вокзал — это часть бизнеса коллекционера и предпринимателя Хуго Осула.

Перед центральным входом стоял не менее легендарный автобус Икарус 255. Экспонаты из своей коллекции, Хуго регулярно выставляет на всеобщий обзор. А один раз в году все раритеные автобусы выходят на линии Таллина и бесплатно катают желающих. Это не что иное, как часть стратегии компании по привлечению новых клиентов, новых пассажиров.

Уже в ближайшее время на страницах сайта будет материал о транспортной компании LUX Express являющейся лидером на рынке пассажирских перевозок в странах Балтии.

А на перроне нас ожидал автобус, и второй энтузиаст причастный к восстановлению раритета Тыну Пиибур. ЗИС-127 — первый советский междугородный автобус повышенного комфорта. Модель выпускалась на московском заводе имени Сталина. Позже завод и сам автобус были переименованы, но в историю он вошел именно под этим именем. Автобус сходил с конвейера с 1955 по 1961 год.

За всё время было выпущено 851 единица техники. На сегодня — это единственный в мире сохранившийся автобус такого типа. Итак, чемоданы уложены, а пассажиры заняли места согласно проданных билетов.

Говорите Ленинграда уже нет? Не может быть, ведь с машиной времени возможно всё! В путешествие по времени мы отправляемся из 1956 года, когда новенький ЗИС 127 сверкая полированными бортами только что сошёл с конвейера. На тот момент автобус мог соревноваться на равных с лучшими образцами мирового автопрома. По количеству применённых передовых решений он был вне конкуренции. В 1956 году наш красавчик получает прописку в автобусном парке города на Неве.

С того момента ЗИС 127 совершает регулярные рейсы в самый европейский город Советского союза — Таллин. Это была необычная работа. Кроме того, что автобус возил пассажиров, своим видом он демонстрировал превосходство советской технической мысли. Даже теперь, спустя шесть десятилетий автобус притягивает взгляд. Легко представить, что испытывали его современники.

В 1956 году страна три года живёт без вождя. Только что закончил свою работу XX съезд КПСС, на котором был положен конец сталинской эпохи. Происходит ослабление идеологической цензуры, а Совет Министров СССР отменяет плату за обучение в старших классах средних школ. С конвейера Горьковского автозавода сходит первая партия автомобилей «Волга» ГАЗ – 21. Прилагательное советский становится синонимом превосходной степени.

Всё это время автобус наматывает километры на дальних маршрутах: Ленинград — Москва, Ленинград — Таллин, Ленинград — Рига. Спустя девять лет и несколько миллионов километров автобус вырабатывает ресурс и попадает под списание. И возможно в памяти потомков он остался бы только в виде старых фотографий и чертежей, не случись на его пути водителя из эстонского колхоза Ханса Курука.

Со свалки, Ханс собственными силами восстанавливает изрядно потрёпанный автобус. И уже в 1965 году ЗИС 127 меняет свою ленинградскую прописку на службу в эстонском колхозе Куусалу, что находится в тридцати километрах от Таллина. История развивается по спирали и вторая молодость нашего «героя» проходит не менее интересно чем на заре своей карьеры.

В советское время автобус принадлежал эстонскому колхозу и ежедневно возил сотрудников на работу, а летом на отдых в Крым. Находясь в надежных руках автобус служил верой и правдой пока не наступило время забвения. В 1988 году его следы теряются.

И лишь в 1993 году Хуго Осула находит ЗИС в пригороде Пярну в руках владельца небольшой транспортной компании. На вопрос «Продается?» господин Осула получил ответ «Только вместе с компанией». Пришлось выкупать раритет вместе с компанией. Дальше был долгий процесс его восстановления, которая продолжается по сей день. В 2012 году ЗИС 127 принимает свой первоначальный вид.

Вместимость лайнера из пятидесятых – 32 сидячих места. Двигатель: ЯАЗ-М206Д, дизельный двухтактный, мощность 132,4 кВт (180 л.с.) при 2000 об/мин; КПП: механическая. Тормозная система с пневматическим приводом, раздельные контуры переднего и заднего мостов.

Автобус оснащался стабилизатором поперечной устойчивости торсионного типа и гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия, что обеспечивало большую плавность и безопасность хода при высокой крейсерской скорости, небьющимися стеклами со шторками, эффективными системами отопления, вентиляции и освещения, радиоточкой, часами, термометром.

Над ветровым стеклом располагался прожектор с дальностью светового пучка, составлявшей 200 м. Кузов автобуса – несущий стальной, вагонного типа с одной поворотной дверью для пассажиров. В комфортабельном салоне устанавливались мягкие кресла самолетного типа с выдвижной подушкой и регулируемой по углу наклона спинкой, каждое место было оборудовано индивидуальными источниками света и вентиляции.

В салоне были предусмотрены сетчатые полки для ручной клади, а под полом салона располагались восемь багажных отделений. Дизайн автобуса выглядел особенно эффектно благодаря гофрированным алюминиевым бортам и обилию хромированных деталей в стиле популярных американских дальнемагистральных автобусов.

Мне сложно дать оценку плавности хода и количеству лошадиных сил двухтактного дизеля. Это как раз тот случай, когда выбирают сердцем. На всем пути нас преследовали вспышки камер, а на стоянках окружали толпы людей.

Огромная работа энтузиастов приносит счастье всем окружающим. Напомню, что автобус ЗИС 127 будет представлен на ежегодной выставке Мир Автобусов 2014 в Коломне. У всех желающих появился замечательный шанс прикоснуться к истории.