Тест Skoda Yeti

Влад Клепач, ДРАЙВ. Фото ДРАЙВ и компании Skoda.

Коллеги после очередной командировки неизменно спрашивают: «Ну как?» Иногда отмахиваюсь, бросив что-нибудь вроде «нормально», иногда рассказываю и рассказываю до тех пор, пока ребята деликатно не попросят заткнуться. Но отправляясь в Словению на знакомство с кроссовером Skoda Yeti, я заранее знал ответ на вопрос, хорош он или плох. Конечно неплох: слепить из агрегатов концерна Volkswagen что-то ужасное нелегко. Так что я поехал узнавать кое-что другое.

Тяжко писать о фольксвагеновских автомобилях. Описывать бесконечно качественный интерьер, рядом с которым, однако, панельная многоэтажка кажется невероятно оригинальной. Но даже если сделать тысячу первый раз необычный дизайн, компоненты силового агрегата и шасси от этого не изменятся. Те же образцовая управляемость и двигатели, на которых ездил ту же тысячу раз. Придётся ли снова повторять добрые, но набившие оскомину слова?

С Yeti ситуация немного иная. Хотя бы потому, что это не очередная легковушка, а первый кроссовер Шкоды. Долгожданный: одноимённый концепт чехи показывали ещё в 2005-м, а серийную версию выпустили только что. До нас, кстати, автомобиль доберётся лишь к концу года, и не исключено, что сразу с калужской пропиской.

По поводу опоздания объяснительная проста. Звучит примерно так: мы, инженеры-дизайнеры, когда в 2004 году строили первый концепт Yeti, делали его как дизайн-эксперимент. Без прицела на серийный выпуск. А работы по созданию дорожной версии начались лишь через полгода после премьеры, когда маркетологи проанализировали отзывы посетителей автосалона и совет директоров дал добро на разработку серийной версии. Выходит, изначально чехи даже не знали, из каких фольксвагеновских компонентов его собирать! И в итоге слепили из того, что было... Из Тигуана?

Колёсная база (2578 мм) — точно такая же, как у Гольфа или Октавии, и на 26 мм короче, чем у Тигуана.

Разработчики всё отрицают! Хотя некоторые детали типа рулевой колонки заимствованы у фольксвагеновского кроссовера. Главным донором органов для Yeti, с их слов, стал универсал Octavia Scout. Причём шасси, уверяют, по большей части новое. В нём интересна, прежде всего, необычно расширенная задняя колея, как у компактвэна Roomster. Ага, интересно...

Интерьер — такой же, как у Октавии, разве что высокая посадка чуть менее удобна: площадка для левой ноги расположена близковато. Но в остальном диапазонов регулировок хватает с лихвой. А навигация получила новую функцию — она умеет рисовать след на карте, что может быть полезно на пересечённой местности.

То же говорят об интерьере — в основном от Октавии, но все панели, мол, и тут новые. Гарнир, естественно, прежний: вот старый добрый рычаг КПП с аляповатой надписью 4×4, вот навигационная система Columbus с тач-скрином да жёстким диском, вот блок безупречно работающего климат-контроля. На приборы в колодцах с белой подсветкой я уже насмотрелся и на Октавии, и на Супербе, подрулевые рычажки знакомы, кажется, с пелёнок. В итоге единственное, что кажется свежим, — это дурацкая отделка «под дерево». Но, во-первых, от неё можно отказаться, а во-вторых, всё равно салон Yeti сделан куда качественнее, чем у конкурентов, в которые записаны Nissan Qashqai, Ford Kuga и даже Kia Soul. И если уж на то пошло, он получше тигуановского.

О моторах. Из относительных новинок — базовый двигатель 1.2 TSI мощностью 105 сил. Его мы уже видели на хэтчбеке Volkswagen Polo. На Yeti он идёт в паре с семиступенчатой роботизированной коробкой DSG и передним приводом. Двухлитровые дизели (мощностью 110, 140 или 170 л.с.), в отличие от рестайлинговой Октавии и Тигуана, совершеннее: с системой впрыска сommon rail, менее шумные и вибронагруженные.

Жаль только, что идут они, как и хорошо знакомый бензиновый мотор 1.8 TSI (160 л.с.), только с механической коробкой. Ну когда же чехи наконец поженят «автомат» и полный привод, а? Тем более что именно автоматическая коробка как нельзя лучше подходит характеру Yeti.

Потому что характер у чешского кроссовера очень спокойный. Подвеска получилась достаточно мягкой и комфортной (это относится к бензиновой версии; дизельная жёстче). Органы управления — руль, педали, рычаг КПП — словно обмотаны ватой: ниже чувствительность, но и автомобиль по сравнению с Тигуаном ощущается намного более плавным, комфортным. Отличный вариант, если хочется расслабиться! А уж универсал Octavia Scout рядом с Yeti — законченный колхозник: весь трясётся, вибрирует и шумит.

На асфальте Yeti радует мягкой поступью и отличной шумоизоляцией — с комфортом проблем нет. И курсовая устойчивость хороша, в отличие от той же Октавии.

Но к драйву Yeti не подстёгивает. И не потому что не может, а потому, что мне не хочется гнать. Хотя моторы не упрекнёшь в отсутствии тяги, но реакции на акселератор невероятно медленные. Да и рычаг шестиступенчатой коробки вроде бы чёткий, однако ходы слишком длинные — быстро переключаться неудобно.

Так неужели автомобиль, сделанный из тех же деталей, воспринимается по-другому? Пока едешь как человек — да! Но как только начинаются жёсткие режимы, всё выравнивается. Попадаю на плохую дорожку, и подвеска, с одной стороны, радует энергоёмкостью, а с другой — громко твердит, что надо бы сбросить: «Хозяин, вдруг там впереди во-о-от такая яма?» Как это знакомо по... да, пожалуй, по любой машине, сделанной на гольф-платформе!

Извилистая и при этом практически абсолютно ровная грунтовая дорожка, петляющая в предгорьях Альп, — лучшая часть маршрута. Эх, сюда бы на Импрезе или Эволюции! Но я на Yeti, и он всё делает образцово-показательно: начинает нейтрально скользить под сброс газа, как хороший переднеприводник. Позволяя легко контролировать траекторию тягой. То есть делает всё даже слишком хорошо! Знакомая школа.

Задние сиденья могут двигаться вперёд-назад, но это скорее не для улучшения жилищных условий, а ради возможности увеличить багажник, ничего не складывая.

И, конечно, в предельных режимах просыпается всефольксвагеновская система стабилизации, с недавнего времени сделанная неотключаемой что на обычных, что на «заряженных» моделях. Или не просыпается: пока ты не делаешь резких движений рулём или газом, по которым машина догадывается, что ты ездить умеешь, вмешательство минимально. Но стоит занервничать — дать по тормозам или резко качнуть рулём — тут же подстрахует.

Неокрашенный пластик по периметру автомобиля — на всех версиях. А скоро появится и некий offroad-пакет. Правда, шкодовцы сказали, что он чисто декоративный — изменений в технике Yeti не будет.

Здорово! Но, увы, подобная «унификация», похоже, распространилась и на внедорожные качества. На то, ради чего надо было городить кроссовер. Тут снова вспоминаю Tiguan, который ведёт себя на асфальте если не как король, то как принц, а на бездорожье — как нищий.

Конечно, демонстрационный участок бездорожья Yeti преодолел играючи, но ничего серьёзного там и не было, справилась бы и Fabia. А если будет что похлеще? У Yeti достаточно короткоходные подвески и не самый внушительный клиренс — 180 мм, как у универсала Octavia Scout. Подозреваю, что блистать Yeti не будет.

Кнопка Off-road, помимо системы помощи при спуска с горки, активирует внедорожный алгоритм работы противобуксовочной системы, АБС и ESP: теперь они позволяют колёсам больше буксовать и блокироваться. А заодно становятся ещё более ленивыми реакции двигателя.

Есть, конечно, продвинутая система помощи при спуске с горки. Система активируется нажатием кнопки Off-road и работает на скоростях от двух до 30 км/ч, на первых трёх передачах (или на нейтрали). Это всё в случае если уклон превышает 10%. Работать с ней проще простого: жмёшь кнопку Off-road, а затем регулируешь скорость нажатием педалей газа и тормоза. Эдакий внедорожный круиз-контроль.

Удобная штука! На резких спусках включаешь и забываешь обо всём: просто под треск тормозов скатываешься вниз. Что хорошо, система работает и при движении задним ходом. Но, конечно, до полноценного внедорожного круиз-контроля, как у внедорожника Toyota Land Cruiser, далеко: ползти Yeti умеет только вниз.

Сорвать машину в занос нелегко (чувствуется влияние расширенной задней колеи), но в скольжениях Yeti ведёт себя гипернадёжно и понятно.

Но, в конце концов, мы ведь говорим о кроссовере с заточенными под асфальт повадками и трансмиссией с банальным Халдексом. Да, тут есть электронная имитация дифференциала повышенного трения. Но это максимум отличительных особенностей Yeti. А бывает и вовсе переднеприводная версия. И это не для Штатов, это для Европы.

Кроссовер уже давно стал атрибутом не дачника, а горожанина. Парковка на бордюрах и в сугробах, обзорность — вот его главные качества. Причём в случае Западной и Южной Европы о сугробах можно забыть. И вспомнить о практичности.

Для покупателей куда важнее трансформация салона, чем ходы подвесок. Если у Октавии просто огромный багажник с парой ниш, то у Yeti хитроумная трансформация, как у Румстера. Хочешь — сложи по отдельности сиденья. Хочешь — сделай задний диван двухместным, сместив боковые кресла поближе друг к другу. Хочешь — вообще оставь все три задних стула в багаже, увеличь объём багажника до неприличных 1760 литров и показывай владельцу Октавии средний палец возле гипермаркета.

Возможности трансформации широки. Жаль только, что у Yeti нет даже запасного колеса-докатки. Хотя на российской версии оно может появиться.

Очень хорошо, что Yeti — не просто Tiguan под чешским соусом. И не Octavia Scout, вставшая на цыпочки. Это совсем другой по характеру автомобиль: спокойный и, не побоюсь этого слова, более благородный. Даже несмотря на такие дешёвые элементы, как потолочные ручки без микролифта. Когда я зашёл в редакцию, меня никто ни о чём не спросил. Хотя было что рассказать.

Ведь ингредиенты-то те же самые. При этом История с унификацией намного шире, чем можно подумать. Дальше будет идти по нарастающей. Лет через пять концерн планирует перейти всего на четыре глобальные модульные платформы; на них будут базироваться все модели брендов — от городских хэтчбеков и минивэнов до суперкаров и седанов представительского класса.

В России Yeti появится к концу года и, скорее всего, только с бензиновыми моторами. Зато — почти наверняка автомобили будут уже калужской сборки. Всего по миру чехи собираются продавать по 45–50 тысяч машин в год.

Речь, прежде всего, об очень больших деньгах: со слов руководства концерна, переход на супермодульные компоненты позволит сократить издержки на разработку и производство на треть! Массовость платформ — ключ к конкурентоспособности. Этот ключ фольксвагеновцы нашли давно. И сейчас, пока половина автокомпаний стоит с протянутой рукой, Volkswagen приносит прибыль.

Главное, чтобы неизбежная унификация не сделала все модели концерна похожими друг на друга. Что ж, шаги в этом направлении есть.

Технические характеристики

Skoda Yeti 1.2 TSI 1.8 TSI
Кузов
Число дверей/мест 5/5 5/5
Длина, мм 4223 4223
Ширина, мм 1793 1793
Высота, мм 1691 1691
Колёсная база, мм 2578 2578
Колея передняя/задняя, мм 1541/1537 1541/1537
Снаряжённая масса, кг н.д. 1520
Полная масса, кг н.д. 2065
Объём багажника, л 405–1760 405–1760
Двигатель
Тип бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16
Рабочий объём, см3 1197 1798
Макс. мощность, л.с./об/мин 105/5000 160/4500–6200
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 175/1500–3500 250/1500–4500
Трансмиссия
Коробка передач механическая, шестиступенчатая (роботизированная, семиступенчатая) механическая, шестиступенчатая
Привод передний полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Дорожный просвет, мм 180 180
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч н.д. 200
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с н.д. 8,4
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км н.д. 8
Норма токсичности Евро-5 Евро-4
Топливо АИ-95 АИ-95

Дизайн

Концептов Yeti было аж два: сначала чехи представили классический кроссовер, а потом — его открытую версию. Что интересно, оба автомобиля были построены на агрегатах Фабии. Но её платформа не предусматривает полного привода.

Техника

Моторы TSI продолжают размножаться! Новый двигатель объёмом 1,2 л будет ставиться исключительно на переднеприводную версию Yeti — такой автомобиль станет конкурентом моделям типа Kia Soul, Suzuki SX4 и Nissan Qashqai 1.6.

За кадром

Словения — страна очень красивая, но люди в ней оказались не очень приветливые. Особенно фермеры, на территорию которых мы случайно заехали (откуда нам знать, что означает знак Dovoljeno za lastnike zemljisc?). Но, к счастью, все остались живы-здоровы.