Тест Mazda 3 MPS
Вадим Гагарин, ДРАЙВ. Фото ДРАЙВ.
Нынешняя «гонка вооружений» в классе «горячих» хэтчбэков привела к тому, что под капотами компактных машин стали поселяться такие «табуны лошадей», которым ещё недавно до смерти обзавидовался бы какой-нибудь средний спорткар. А привод у них как был, так и остался передним. Конечно, 260 лошадиных сил, как у самого (пока) мощного хот-хэтча Mazda3 MPS — это круто. Но что будет с ними, когда настанет зима? Проверим!
Но при детальном рассмотрении можно увидеть и большую выхлопную трубу, и расширенный воздухозаборник переднего бампера, и горбатый капот (иначе не влез бы горизонтально расположенный интеркулер), и шильдик MPS. Кстати, о MPS. Это вовсе не Министерство путей сообщения и не «Мазда — повелитель скорости», хотя и близко к последнему варианту. MPS означает Mazda Performance Series. И эти три буквы (разбираться с которыми, увы, посылают не часто) в корне меняют дело! Финальный штрих к портрету: 18-дюймовые колёсные диски, обутые в чёрную прослойку нешипованных покрышек Pirelli Sottozero размерности 225/40 R18. Такие шины, к слову, устанавливают на некоторые суперкары.
И вот я плетусь по столичным улицам, к тому же ещё и изрядно напичканным автомобилями. Воттут-то количество лошадиных сил, да и тип привода совершенно не важны — вон, та Subaru в соседнем ряду плетётся с такой же скоростью, нисколько не отрываясь от следующего за ней троллейбуса. Тут все равны, и в пробках Mazda3 MPS такая же, как и все, вне зависимости от времени года.
Внутри, между прочим, тоже мало что намекает на недюжинный нрав машины. Разве что сиденья — они изо всех сил пытаются казаться спортивными (а на самом деле им всё же не хватает боковой поддержки) и щеголяют вышивкой MPS. В остальном от салона обычных «трёшек» мощную MPS отличают только накладки на педали, да размеченный до 280 км/ч спидометр. Впрочем, ведь интерьер даже «гражданских» версий Mazda3 настраивает на боевой лад — тот же ладный трёхспицевый «бублик» и удобная ручка шестиступенчатой КПП.
Однако любая пробка рано или поздно заканчивается. Так и случилось, когда я, наконец-то, вырулил на относительно свободное шоссе и оказался на «поул-позишн» перед светофором. Вот сейчас я проверю, что такое 260 лошадиных сил! Зелёный, педаль в пол! А в ответ… ничего! Эй, куда разбежался мой «табун»? Предательски подмигивая жёлтым огоньком противобуксовочной системы, MPS тихонько разгонялась, пытаясь уцепиться широченными «лаптями» хоть за какую-то твёрдую поверхность. Вот и дедушка на «Ниве» довольно усмехнулся и легко оставил меня позади. Облом…
Но уже через пару часов коммунальные службы наконец очистили основные магистрали от снега и щедро полили израненный шипами асфальт антигололёдным реагентом. Вот теперь посмотрим, кто есть кто! Впрочем, быстрый старт со светофора не получится и в таких условиях — на первых двух передачах вся мощность съедается либо DSC, либо пробуксовкой ведущих колёс. Но уж когда Mazda3 MPS зацепится за асфальт, получившие было шанс соперники вдруг резко уходят в маленькую точку в зеркале заднего вида. Причём это происходит с такой стремительностью, что кажется, будто все остальные участники движения вдруг одновременно включили задний ход. После 3000 об/мин происходит такой «пинок» под зад, что я нарочно держался в «турбояме», чтобы вновь и вновь наслаждаться этим безумным «подхватом».
Но если в пробке можно спокойно тащиться и слушать музыку, то в «боевых» режимах такой роскоши Mazda3 MPS не позволит! При интенсивном разгоне руль начинает прямо-такивырываться из рук, а в колее на больших скоростях чувствуешь себя чуть ли не пилотомралли-кара на спецучастке. Да уж, непростая штучка! Впрочем, владельцы мощных переднеприводных автомобилей почувствуют себя, как дома. Другим придётся привыкать. А вот за что Мазде можно ставить твёрдую «пятёрку», так это за мощнейшие тормоза и великолепную устойчивость! Сорвать её в занос можно только откровенно провокационными действиями, а тормоза не «устают» даже при очень интенсивных режимах движения.
А настоящий кайф я испытал вовсе не на городских улицах — там наслаждаются только камикадзе. Удивительное дело: в то время, как московские власти зачем-то обрабатывают сухой асфальт пресловутым «коктейлем», загородные извилистые дорожки предлагают настоящее блюдо для гурманов: они сухие, ровные и пустые. Вот тут можно оторваться на всю катушку! Вот здесь «в теме» и асфальтовые покрышки, и дифференциал повышенного трения, который позволяет смело открывать газ ещё до апекса поворота. Великолепно! Адреналиновый восторг!
В голову начали закрадываться мысли: «А ведь не всё так плохо! Даже зимой можно быстро ездить на такой машине». Но настоящим холодным душем стали заезды на тренировочном автодроме наших друзей — центра контраварийной подготовки водителей «Мастер-Класс». Машина категорически отказывается ехать по укатанному снегу и льду, беспомощно шлифуя его нешипованными покрышками. Не помогает тут ничего: ни противобуксовочная система, ни блокировка дифференциала. И лишь трогаясь со второй передачи и тут же переключившись на третью, можно ещё как-то маневрировать между конусов, не срывая колёса в бесполезную пробуксовку. Ну а про снос я вообще молчу. Установка шипованных покрышек решит часть зимних проблем, но в ущерб асфальтовым качествам. Да и не делает никто скоростной «шиповки».
Эх, где-нибудь в более тёплых краях этот автомобиль был бы идеальным подарком для любителей скорости. Быстрый и юркий, с отличной управляемостью и тормозами, но при этом практичный и недорогой. А у нас все его убойные ускорения, когда не можешь оторваться от сиденья, и фантастическая уверенность в поворотах разом оказываются перечёркнуты первым снегопадом. И с ноября по март владелец Mazda3 MPS будет вынужден наблюдать постоянно моргающий жёлтый «глаз» DSC. В ожидании апрельского солнца…
Технические характеристики
Характеристики | Mazda3 MPS |
---|---|
Тип кузова | 5-дверный хэтчбек |
Число мест | 5 |
Коэффициент аэродинамического сопротивления | 0,31 |
Объём багажника, л | 290—1229 (со сложенным задним сиденьем) |
Снаряжённая масса, кг | 1485 |
Полная масса, кг | 1910 |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Рабочий объём, см3 | 2261 |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 87,5/94,0 |
Степень сжатия | 9,5:1 |
Число клапанов | 16 |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 260/191/5500 |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 380/3000 |
Коробка передач | механическая, 6-ступенчатая |
Передаточные числа | |
I | 3,54 |
II | 2,24 |
III | 1,54 |
IV | 1,17 |
V | 1,09 |
VI | 0,85 |
задний ход | 3,83 |
главная передача | 3,94/3,35 |
Привод | передний |
Передняя подвеска | независимая, пружинная McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые, вентилируемые/320 |
Задние тормоза/диаметр дисков, мм | дисковые/280 |
Шины | 215/45 R18 (225/40 R18 — на тестовом автомобиле) |
Максимальная скорость, км/ч | 250 (ограничена электроникой) |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 6,1 |
Расход топлива, литров на 100 км | |
городской цикл | 13,5 |
загородный цикл | 7,5 |
смешанный цикл | 9,7 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 |
Топливо | бензин АИ-98 |
Комплектация протестированного автомобиля
Базовое оборудование
- Фронтальные подушки безопасности
- Боковые подушки безопасности
- Оконные подушки безопасности
- ABS
- Противобуксовочная система
- Система динамической стабилизации DSC
- Гидроусилитель руля
- Мультифункциональное рулевое колесо
- Регулируемая рулевая колонка по высоте и вылету
- Отделка рулевого колеса кожей
- Электрообогрев передних сидений
- Центральный замок (дистанционный)
- Кондиционер
- Климат-контроль
- Электропривод и обогрев наружных зеркал
- Электростеклоподъёмники
- Складывающееся по частям заднее сиденье
- Подлокотник задних сидений
- CD-чейнджер
- Датчик освещения
- Датчик дождя
- Маршрутный компьютер
- Отделка салона кожей и тканью
- Дистанционный замок лючка бензобака
- Ксеноновые фары ближнего света
- Противотуманные фары
- Омыватель фар
- Легкосплавные колеса
- Запасное колесо-«докатка»
Дополнительное оборудование
- Аудиосистема с динамиками Bose
- Окраска «металлик»
- Круиз-контроль