Тест Volvo S60

Роберт Есенов, ДРАЙВ. Фото ДРАЙВ и компании Volvo.

Мощный импульс продольного ускорения буквально вырывает телефон из рук — видео для нашего «За кадром» снимать бесполезно. А когда под оглушительный стон и громкие хлопки выпускной системы Ferrita и свист турбины Garrett на ходовой дуге сочно-голубой седан устремился в контролируемое скольжение… В этот момент я жалел лишь об одном — о том, что за рулём находился не я, а штатный гонщик команды Polestar улыбчивый Роберт Дальгрен. Ну что ж, тёзка, тогда расскажешь, как оно было.

Передняя колея расширена на 20 мм, задняя — на 40 мм. Размерность шин Michelin Pilot Super Sport — 265/35 R19 спереди и сзади.

Четырёхдверка Volvo на гоночном треке? В этот раз оправданий достаточно: её созданием занимались специалисты гоночной команды Polestar Racing. Концепт-кар Volvo S60 Polestar, существующий в единственном экземпляре, наматывает круги по Нижегородскому кольцу в качестве ринг-такси. И единственное, что напоминает о статусе автомобиля, это периодические заезды в ремзону: то патрубок какой-нибудь отойдёт, то антифриз потечёт. За 10–15 минут шведские механики устраняют неполадку и выпускают седан на трассу.

Четырёхдверка довольно тихая на ходу: в салон прорываются лишь свист турбокомпрессора и стоны-хлопки выпускной системы.

Руководитель отдела тюнинга фирмы Polestar Ганс Баас рассказывает о проекте увлечённо, с удовольствием. Говорит о гоночном опыте и о том, как его применили в седане S60, как Polestar тесно сотрудничал с фирмой Ohlins, подбирая характеристики регулируемых амортизаторов. С укороченными пружинами шасси занижено на 30 мм, установлены утолщённые стабилизаторы поперечной устойчивости, усиленные втулки рычагов и подрамника, а также модифицированные рулевые тяги и шаровые опоры. Вдобавок кузов усилен крестообразными вставками на днище и распоркой под капотом, а замедлением дирижируют тормозные механизмы Brembo с шестипоршневыми суппортами спереди.

На достаточно скоростной трассе в Нижнем Новгороде Volvo S60 Polestar чувствовал себя неплохо, но, боюсь, на «затычном» треке Moscow Raceway тяжёлому седану (1640 кг) пришлось бы несладко.

Но, как ни крути, главное — мотор! Это трёхлитровая рядная «шестёрка» от серийного седана Volvo S60 T6. Правда, с донором доработанный агрегат связывает не так много, как может показаться. Так, головка блока цилиндров и камера сгорания у двигателя концепта модернизированы, установлен иной впускной коллектор, шатуны усиленной конструкции и более производительный турбокомпрессор Garrett 3171. Дует он так, что мощность подскочила до 508 сил, а тяга — до 575 Н•м. В заводской ипостаси «шестёрка» развивает 304 «лошади» и 440 ньютон-метров.

В отделке присутствует алькантара, которой обиты руль, рычаг коробки передач и кресла. К слову, у коробки передач механизм смены ступеней работает чётко, ходы рычага невелики. Педаль сцепления тугая.
Набивка у передних сидений плотная, а поддержка развитая. Таких кресел не хватает обычным Volvo со спорт-пакетом R-Design.
Единственному в мире экземпляру Volvo S60 Polestar простительны частые визиты в ремонтную зону — шведы всё ещё налаживают работу всех узлов и систем. На передней оси установлены тормоза Brembo с шестипоршневыми суппортами и 380-миллиметровыми дисками.

Заявленное время разгона с места до 100 км/ч — 3,9 с. Но стартовали мы всё время с ходу, и, например, с 50 до 150 км/ч седан ускоряется дьявольски быстро! Примерно с той же динамикой развивается замедление. Что ещё можно было заметить с пассажирского сиденья? Например, в ходовых виражах концепт вёл себя по-разному: то нырнёт в поворот, словно в омут головой, даже под умеренным газом, то начнёт упираться на входе и скользить передком наружу, пока не продавишь педаль акселератора посильней. Одно едино — уже к середине дуги автомобиль под газом идёт со скольжением задней оси.

На фото — Ганс Баас и гонщик Роберт Дальгрен, вступивший в ряды шведской «конюшни» в 2004 году после успешных выступлений в различных формульных сериях.

По словам Ганса Бааса, инженеры ещё работают над настройками полноприводной трансмиссии Haldex, над алгоритмами работы электронной блокировки заднего дифференциала. Но даже в сыром виде и с частыми мелкими поломками — это яркий автомобиль, впечатляющий. Таких дорожных Volvo мир ещё не видел. И автопроизводитель и фирма Polestar готовы довести проект до мелкосерийного выпуска, но нужна клиентура, нужны заказы. Много ли людей готовы приобрести седан Volvo, который мощнее двухдверки Ferrari California?

Даже современная модель Volvo S60/V60 — чужак на гоночной трассе. Что уж говорить о хэтбчеке Volvo C30, которому уже пора на покой. Кстати, если говорить о «шестидесятке», то на треке наличие спорт-пакета R-Design почти никак не сказывается на поведении автомобиля. Но вот на обычных дорогах я бы предпочёл машину без «эр-дизайна» — уж слишком жёсткой становится подвеска с укороченными на 15 мм и менее податливыми пружинами и 18-дюймовыми катками.

Но если Volvo S60 Polestar — автомобиль завтрашнего дня, то программа заводского тюнинга Polestar Performance — день сегодняшний. С конца августа 2012 года владельцам Volvo доступна программа оптимизации бензиновых моторов T5 и T6, а также турбодизеля D5. Например, 304 силы и 440 Н•м «шестёрки» 3.0 превращаются в 329 «лошадей» и 480 Н•м. Наддувная «пятёрка» в случае с хэтчбеком Volvo C30 добавляет 20 л.с. и 30 Н•м (итого — 250 и 370 соответственно), а в случае с кроссовером XC90 — 30 сил и 50 ньютон-метров. Наименьший прирост у дизеля D5 — плюс 15 «лошадей» и 30 Н•м (до 230 и 470 соответственно).

На тарированном бездорожье пятидверки XC60, XC70 и XC90 показали себя с лучшей стороны, но иначе и быть не могло. А вот после короткой поездки на Volvo XC90 пришло лёгкое разочарование — недорогие материалы отделки интерьера, вибрации на руле от деятельности наддувного мотора 2.5T, невнятная работа силового агрегата. И пусть «девяностый» по-прежнему очень комфортабелен, необходимость в выходе преемника как никогда острая.

По паспорту менее всего эффект заметен у машин с исполнении D5: разгон до сотни длится меньше на 0,2 с. Самое заметное улучшение у Volvo XC90 T5 — спурт до сотни занимает 9,4 с против 9,9. В остальных случаях улучшения составляют 0,3 с. А что на деле? Мне удалось прокатиться на «чипованных» S60 T6, V60 T6 и C30 T5. Во всех трёх случаях улучшение едва ли чувствуется — ведь мы говорим о разнице в несколько десятых долей секунды. Машины с «турбошестёрками» и без того быстрые, их моторы неудержимо тянут с низов и почти до отсечки, а огонь в «сердце» не тухнет и после 150 км/ч. А трёхдверка Volvo C30 T5 как была мощным, но степенным автомобилем, таким она и осталась. Новый софт, кажется, совсем ничего не изменил, а вот медлительный пятиступенчатый «автомат» уже безнадёжно устарел. Впрочем, как и сам хэтчбек.

Синий квадратик с логотипом Polestar около шильдика T6 — отличительный знак автомобилей, которым установили софт Polestar Performance. Установка новой программы управления возможна только после «нулевого» ТО.

Но представители компании Volvo непреклонны — на тюнинг-пакеты есть спрос. Неплохо распродают программы управления Polestar в США, в Европе. По словам специалистов российского представительства, россияне также живо интересовались подобным продуктом. Тем более при установке пакета сохраняется заводская гарантия и не увеличивается расход топлива, а дилер выдаст клиенту все необходимые документы для пересчитывания транспортного налога (смешно, не правда ли?). И за всё это 49 900 рублей. Дорого? Но ведь кто-то заказывает активное шасси Four-C, которое, по своей сути, больше тянет на маркетинговую уловку.

История

В британском кузовном чемпионате BTCC компания Volvo участвует с 1994 года, а в 1996-м шведы объединили усилия с командой Flash Engineering, основанную бывшим гонщиком Яном Нильссоном по прозвищу Flash (Вспышка). Тогда же был создан шведский кузовной чемпионат STCC (копия британского аналога), куда Volvo и Flash Engineering перебрались. Первым совместным болидом стал Volvo 850 Supertouring (первый гоночный автомобиль с каталитическим нейтрализатором), на котором шведы гонялись до 1998 года. В сезоне 1996/1997 победа была за «конюшней» Нильссона.
С 1998 по 2000 год на вооружении команды Flash Engineering стояли седаны Volvo S40 Supertouring. Также в этот период произошли важные события: команда переехала из Хальмстада в Карлстад, в «конюшне» сменился управляющий директор, а место гонщика Йенса Эдмана занял перспективный Маттиас Экстрём.
С 2001 по 2008 год пилоты шведской команды гонялись на болидах Volvo S60. Последние принимали участие в собственной моносерии S60 Challenge, в кузовных чемпионатах ETCC и STCC (по правилам Supertouring и Super 2000). В 2001 году в фирму Flash Engineering пришёл Кристиан Дал (нынешний глава Polestar), а в 2003-м у «конюшни» появился первый крупный партнёр (не считая Volvo) — фирма Ohlins. Год спустя шведы рекрутировали молодого гонщика Роберта Дальгрена, а Кристиан Дал сменил на посту руководителя команды Яна Нильссона. В 2005-м название Flash Engineering сменили на Polestar Racing, а поддержка компании Volvo стала ещё сильнее. Через год штаб-квартира команды обосновалась в Гётеборге, специалисты Polestar помогали обучать будущих автомехаников фирмы Volvo. Также было принято решение, что разработкой и обслуживанием двигателей для болидов серии STCC полностью займутся инженеры Polestar. Наконец, в 2007 году в серию STCC вывели болид Volvo S60 — первый подобный автомобиль, работающий на биоэтаноле (смесь Е85). На нём Дальгрен занял второе место в чемпионате.
В 2008 году фирма Volvo заключила новый трёхлетний контракт о сотрудничестве с командой Polestar Racing. Также началась разработка гоночной машины на основе хэтчбека Volvo C30. С новым болидом команда Polestar Racing пришла в серию STCC в 2009 году. За этот победный сезон была выиграна половина гонок, а ещё шведы открыли для себя новый вид деятельности — чип-тюнинг гражданских моделей Volvo в рамках программы Performance Power Optimization. Год спустя чемпионат STCC вновь был выигран командой Polestar, и был подписан контракт на участие «конюшни» в Мировой серии WTCC. Первые серьёзные плоды дала работа программы Performance Power Optimization: публике представили 405-сильный полноприводный концепт Volvo C30 Polestar. В 2011 году Polestar Racing участвует в двух чемпионатах — WTCC и STCC. Для Мировой кузовной серии подготовлен гоночный турбомотор 1.6, сделанный на основе гражданского двигателя нового семейства VEA (Volvo Environmental Architecture), которое дебютирует в 2014-м.
Нынче команда Polestar участвует лишь в одном чемпионате — TTA (Racing Elite Series). Томми Рустад, Роберт Дальгрен, Фредрик Экблом и Тэд Бьорк гоняются на болидах, стилизованных под Volvo S60. А заводское отделение Polestar Performance продолжает расширять своё присутствие на рынке — к США, Германии, Южной Африке и Китаю добавились Россия, Новая Зеландия, Чехия, Мексика, Венгрия и Турция. В июне 2012 года шведы показали концепт S60 Polestar — с 508-сильным турбомотором, спортивной подвеской и полным приводом.

За кадром

Организаторы предложили нам проделать то, к чему серийные автомобили Volvo подготовлены прекрасно, и то, для чего не подходят вовсе, — к дальним путешествиям и езде по треку.