Тест Land Rover Range Rover и Mercedes-Benz S-klasse

Роберт Есенов, ДРАЙВ. Фото ДРАЙВ.

Крупные внедорожники используются в качестве представительского автомобиля чаще, чем можно подумать. Однако целевых, удлинённых «джипов» немного. Сразу вспоминается Cadillac, который ещё в 2002 году начал выпуск удлинённой версии Escalade ESV. Американцы не мелочатся: длина машины последнего поколения достигает 5698 мм, колёсная база — 3302! Но, при всём уважении к Кадиллаку, размеры — не главное. Пусть наш сегодняшний герой, удлинённый Range Rover LWB, не может похвастаться такими габаритами, у него гораздо больше общего с представительскими седанами, чем у Кэдди. Референсный Mercedes S 500 не даст соврать.

Более крупный Range Rover отличается от короткобазного мелкими декоративными деталями — литерой L под «жабрами» на передних дверях и чёрными корпусами зеркал вне зависимости от цвета кузова.

Range Rover LWB (или в просторечии Range Rover Long) растянут по сравнению с обычным Рейнджем на 20 см: длина достигла 5,2 м, а колёсная база — 3120 мм. Почти вся прибавка пошла на увеличение свободного пространства для ног задних пассажиров. Заявлено, что расстояние от спинки переднего кресла до подушки заднего выросло на 186 мм. Сухие цифры не в силах описать личные ощущения — лимузин! На втором ряду сидишь так, словно попал не в машину, а в роскошный особняк где-то в Беркшире. Можно развалиться на сиденье, вытянув ноги, даже двухметровый рост не помеха.

Пневмоподвески помогают в повседневной эксплуатации. Например, Range Rover обучен приседать на 50 мм (до 171) ради удобства посадки, а Mercedes S 500 можно принудительно поднять на 30 мм (до 175) для более уверенного преодоления разбитых участков на дороге.

За доплату доступны раздельные кресла с полным набором регулировок, подогревом, вентиляцией и несколькими вариантами массажа. Развлекательная система с DVD-проигрывателем, двумя экранами и беспроводными наушниками — как само собой разумеющееся. В наиболее дорогой комплектации Autobiography Black пассажирам сзади предлагаются индивидуальные столики с сервоприводом, а правое заднее сиденье может быть оборудовано выдвигающейся подставкой для ног, как в бизнес-классе самолёта. Ни один серийный внедорожник или кроссовер ещё не мог похвастать подобным оснащением.

На фоне интерьера S-класса салон Рейндж Ровера меркнет. Немецкий автомобиль подавляет оппонента богатой архитектурой, помпезностью, качеством сборки и большими дисплеями с шикарной графикой. Range Rover не уступает Мерседесу по уровню отделочных материалов — у «британца» внутри гулкого пластика даже меньше.
По количеству электрорегулировок и уровню их диапазона кресла в Рейндже и «эске» схожи, но приятней сидеть в Мерседесе за счёт более выверенной геометрии посадки, длинной подушки и мягкого наполнителя под кожаной обивкой.

Но представительский автомобиль — это не только простор в салоне, богатая отделка и оснащение, но ещё и особый взгляд на ездовой комфорт. Mercedes S 500 серии W222 поможет точнее определить достоинства и недостатки Рейнджа в роли лимузина. Обе машины — с пневмоподвесками и адаптивными амортизаторами, V-образные «восьмёрки» обеих выдают по 700 Н•м тяги. Но у полноприводного Рейнджа под капотом тарахтит битурбодизель 4.4 мощностью 339 л.с., а заднеприводный 455-сильный Mercedes приводится в движение бензиновым турбомотором 4.7.

На фотографии — стандартные для исполнения Autobiography 21-дюймовые диски. Можно пожертвовать эстетикой и выбрать колёса диаметром 20 дюймов: на них плавность хода должна быть ещё лучше.

К многолитровым двигателям никаких вопросов — тянут они всегда и везде, подавляя всё своей мощью. Сильно разнятся настройки акселераторов и гидромеханических «автоматов». Внедорожник резче реагирует на подачу топлива, его восьмидиапазонная трансмиссия переключается быстрее. Седан же, согласно мерседесовской традиции, на газ отзывается с ощутимыми запаздываниями, особенно в начале хода педали, а в работе семиступенчатой коробки передач акцент сделан на плавность смены диапазонов. Правда, S 500 порой грубовато переходит с первой на вторую ступень и обратно.

По умолчанию оба автомобиля довольствуются трёхместными задними диванами, но наш тестовый Range Rover оснастили двумя раздельными креслами с электрорегулировками, подогревом, вентиляцией и массажем. Цена этой опции — 249 300 рублей.

Мы ожидали, что длиннобазный Range Rover сильнее уступит по комфорту лидеру сегмента F, а оказалось, что английскую машину можно судить по гамбургскому счёту. Или в данном случае по штутгартскому. Удлинили базу — смягчился ход. Английские инженеры рассказали нам, что настройки подвесок и рулевого управления ничем не отличаются от обычного Рейнджа. Прибавка в комфорте — заслуга большей колёсной базы и весового гандикапа почти в 130 кг. Пусть Long не так живо отзывается на руль, сильнее кренится и раскачивается, зато можно не кривя душой сказать, что Range Rover едет мягко. Микропрофиль полотна едва транслируется в салон, колдобины и ямы средней величины нивелируются до безвредных вибраций, а крупные неровности больше сотрясают кузов, нежели седоков. Портят картину две вещи — жестковатая работа амортизаторов при быстром перемещении штока (например, на препятствиях с заметным перепадом высот) и фамильный стук передней подвески.

В поворотах Range Rover надёжен, но удовольствия не доставляет — крены кузова слишком большие, и нарастают они на протяжении всего поворота. Зато снос передней оси легко распознать по меняющемуся усилию на руле.

В немецком седане после Рейнджа можно испытать приступ клаустрофобии, но задний диван «эски» — райское место! Уютное сиденье с податливым наполнителем и бархатистой кожей заключает тело в нежные объятия, а мягкая подушечка на подголовнике и вовсе тянет на изобретение столетия. По шумоизоляции Range Rover хорош, но в S-классе всё же тише. И если на скоростях до 100 км/ч разница непринципиальна, то после этого рубежа британский внедорожник ощутимее наполняется аэродинамическими шумами, навязчивей становится шуршание шин.

Range Rover, словно «семёрка» BMW, обеспечивает высокую командирскую посадку. Многие автомобили позавидуют такой площади остекления. Но пассажиры не могут расслабиться из-за выгнутой центральной части спинки кресла. В Мерседесе не так просторно, но уютней благодаря лучшей геометрии посадки, удобному сиденью и длинному подлокотнику. В S 500 (в отличие от Рейнджа) задним пассажирам придётся тянуться к блоку климат-контроля.

У «англичанина» подвеска адаптивная, но водитель не может принудительно выбрать режим её работы. В Мерседесе это сделать можно, отчего вырисовывается интересная картина. В любом из режимов S 500 мягче и благородней на ходу, но в «Комфорте» у Мерседеса появляется нездоровая тяга к раскачке. Словно едешь не на современном европейском автомобиле, а на олдскульном американском дредноуте. Этакий Chevrolet Caprice с трёхлучевой звездой на капоте. Более плотная поступь и собранность появляется в «Спорте», но в этом режиме на дороге среднего качества плавность хода немногим лучше, чем у Рейнджа. А ещё мы по-прежнему не можем привыкнуть к тому, что управление новым S-классом превратилось в рутинную работу. Руль малоинформативен — особенно в сравнении с баранкой Рейнджа, наполненной информацией (как полезной, так и лишней). По характеру обратной связи рулевое управление внедорожника напомнило нам предыдущий S-класс W221.

Этот тест подтвердил, что на комфорт нового S-класса благотворно влияют пухлые колёса и стандартная пневмоподвеска. Для езды с шофёром надо заказывать именно такой. Будь наш S 500 с пакетом AMG и в 20-дюймовых шинах, его превосходство по плавности хода не было бы столь очевидным.

Длиннобазный Range Rover от сравнения с Мерседесом только выиграл. Незначительный проигрыш S-классу в  ездовом комфорте дорогого стоит. Не всё гладко. Нужно, к примеру, менять профиль спинок задних сидений — уж слишком рьяно они выталкивают тело пассажира, что особенно заметно в полулежачем положении. Надо что-то делать с хроническим стуком передних стабилизаторов. Но даже с этими недочётами Рейндж с удлинённой базой — реальная альтернатива седанам сегмента F. Он просторней любого из них, и плавность хода сопоставима. Да и тем, кому просто нужен наиболее комфортный Range Rover, прямая дорога в широченный проём задней правой двери удлинённой версии.

Паспортные данные

Модель Range Rover SDV8 S 500 L
Кузов
Тип кузова универсал седан
Число дверей/мест 5/5 4/5
Длина, мм 5199 5246
Ширина, мм 2073 1899
Высота, мм 1840 1496
Колёсная база, мм 3120 3165
Колея передняя/задняя, мм 1690/1683 1624/1637
Снаряжённая масса, кг 2488 2015
Полная масса, кг 3200 2730
Объём багажника, л 909-2345 530
Двигатель
Тип битурбодизель бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Расположение спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 8, V-образно 8, V-образно
Число клапанов 32 32
Рабочий объём, см³ 4367 4663
Макс. мощность, л.с./об/мин 339/3500 455/335/5250–5500
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 700/1750–3000 700/1800–3500
Трансмиссия
Коробка передач автоматическая, восьмиступенчатая семиступенчатая, автоматическая
Привод постоянный полный задний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пневматическая, двухрычажная независимая, пневматическая, двухрычажная
Задняя подвеска независимая, пневматическая, многорычажная независимая, пневматическая, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 275/45 R21 245/50 R18
Дорожный просвет, мм 228–303 145–175
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 218 250
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 7,2 4,8
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 11,5 12,8
— загородный цикл 7,6 7,1
— смешанный цикл 8,7 9,1
Норма токсичности Евро-5 Евро-6
Ёмкость топливного бака, л 105 80
Топливо дизтопливо АИ-95

Комплектации

Базовая комплектация Range Rover SDV8 Autobiography Mercedes S 500 L
Фронтальные подушки безопасности + +
Боковые подушки безопасности + +
Задние подушки безопасности + +
Надувные «занавески» + +
Крепление детского кресла Isofix + +
Система динамической стабилизации + +
Адаптивная подвеска + +
Регулировка дорожного просвета + +
Автоматическая коробка передач + +
Биксеноновые фары +
Светодиодные фары +
Адаптивные фары +
Противотуманные фары + +
Датчики давления в шинах + +
Датчик дождя + +
Датчик света + +
Датчики парковки передние и задние + +
Бортовой компьютер + +
Круиз-контроль + +
Активный круиз-контроль +
Двухзонный климат-контроль + +
Четырёхзонный климат-контроль +
Система доступа в салон без ключа + +
Мультифункциональное рулевое колесо + +
Подогрев рулевого колеса +
Рулевая колонка с электрорегулировкой по углу наклона и вылету + +
Электрохромное внутрисалонное зеркало + +
Электрохромные наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом + +
Электрорегулировка передних сидений + +
Память положений кресла водителя + +
Память положения зеркал + +
Подогрев передних сидений +
Подогрев передних и задних сидений +
Вентиляция передних сидений +
Вентиляция передних и задних сидений +
Панорамная крыша +
Навигационная система + +
DVD-проигрыватель + +
DVD-чейнджер +
ТВ-тюнер + +
Развлекательная система для пассажиров второго ряда + +
Интегрированная Bluetooth-система hands free + +
Камера заднего вида + +
Доводчики дверей + +
Сервопривод двери багажника + +
Отделка салона кожей + +
Отделка салона деревом + +
Защита поддона картера +
Легкосплавные колёсные диски + +
Полноразмерное запасное колесо +
Докатка +
Предпусковой прогреватель двигателя +
Цена базовой комплектации, рубли 6 223 000 5 250 000
Дополнительное оборудование Range Rover LWB
Раздельные кресла сзади с электрорегулировками, вентиляцией, подогревом и массажем 249 300
Обивка потолка алькантарой 94 400
Система распознавания дорожных знаков и предупреждения о выезде с занимаемой полосы 39 700
Система параллельной парковки 37 800
Система контроля слепых зон 30 400
Камеры кругового обзора 44 400
Дополнительное оборудование Mercedes S 500 L
Отделка интерьера кожей Nappa 119 846
Пакет «Комфорт» (подогрев подлокотников в задней части салона, руль с подогревом, подогрев передних сидений Plus, подогрев подлокотников в передней части салона) 37 382
Задние сиденья с электрорегулировками и функцией памяти 105 775
Мультимедийная система для задних пассажиров с двумя дисплеями 169 229
Мультиконтурные задние сиденья с вентиляцией и массажем 112 837
Пакет Keyless-Go, включая электропривод крышки багажника 105 403
Интеллектуальные светодиодные фары с функцией управления дальним светом 105 084
Мультиконтурные сиденья спереди с вентиляцией и массажем 119 846
Аудиосистема Burmester Surround-Soundsystem 77 579
Цена тестового автомобиля, рубли 6 605 873 6 287 169

Техника Range Rover LWB

Впервые среди внедорожников новый Range Rover (четвёртое поколение, внутренний индекс L405) получил полностью алюминиевый кузов, который на 180 кг легче прежнего, стального. При его создании инженеры использовали опыт, накопленный при производстве алюминиевого седана Jaguar XJ. Лёгкий сплав позволил модели скинуть 420 кг по сравнению с прежним поколением (из них 300 кг экономии пришлось на кузов, подрамники и детали подвески). Боковину кузова в новой машине британцы называют самой крупной цельной штампованной деталью в индустрии (это сделано ради снижения веса и повышения прочности). Вообще же в кузове использовано 270 алюминиевых штамповок, 14 литых деталей из «крылатого металла» и ещё девять, полученных экструзией. Алюминиевый остов флагмана скрепляют 160 м клеевых соединений и 3722 заклёпки 17 типов, причём ради увеличения прочности крепежа отверстие в сопрягаемых деталях сверлят только в лицевой панели, тыльную часть пробивает сама заклёпка. Итог — алюминиевый кузов нового Рейнджа всего на 12 кг тяжелее стального куда более скромной по размерам модели Mini Countryman.
Передняя подвеска с алюминиевыми рычагами была разработана заново, в то время как её пневматические упругие элементы с системой изменения клиренса являются эволюцией прошлой пневмоподвески. Она обладает пятью установками по высоте, включая режим посадки, движения по шоссе и бездорожью, а также режим повышенной проходимости. В новом поколении машины к этим вариантам добавился ещё один, промежуточный режим intermediate, приподнимающий кузов на 40 мм для движения по лёгкому бездорожью. Кстати, суммарное перемещение кузова увеличено, и высота его подъёма на пике доведена до 35 см (303 мм). Подвеска — часть новаций, которые помогли машине похудеть. Один только алюминиевый подрамник позволил сэкономить 14 кг по сравнению со стальным аналогом. Из других важных новшеств — электрический усилитель руля, меняющий степень усиления в зависимости от скорости.
Алюминиевая задняя подвеска со стальным нижним рычагом тоже новая. Тут нужно упомянуть также об автоматическом выравнивании кузова при нагрузке. А система Adaptive Dynamics 500 раз в секунду анализирует движение автомобиля и реагирует на изменения в рельефе покрытия дороги и действия водителя, регулируя работу амортизаторов. Так, в частности, уменьшаются крены кузова в поворотах. Всё вместе позволило улучшить управляемость модели, сохранив высокую плавность хода.
Восьмицилиндровый битурбодизель с последовательно-параллельным наддувом был разработан инженерами концернов Ford и PSA Peugeot Citroen, а впервые его применили на внедорожнике Range Rover образца 2010 года. Тогда агрегат рабочим объёмом 4367 см³ развивал 313 сил и 700 Н•м. После модернизации аккумуляторного впрыска мощность увеличилась до 339 «лошадей», но не изменившийся максимальный крутящий момент развивался в диапазоне 1750–3000 об/мин вместо 1500–3000 об/мин. Двигатель с чугунным блоком и керамическими свечами накаливания отвечает нормам Евро-5, но паспортный расход топлива сильно отличается от того, что мы получили за время теста. Если заводские данные сулят в смешанном цикле 8,7 л на 100 км, то у нас при относительно динамичной езде выходило по 12–15 л. А если с каждого светофора уходить к горизонту быстрее всех, то борткомпьютер покажет без малого 18 л на 100 км.
Система Terrain Response 2 Auto нового поколения анализирует текущие условия вождения и автоматически выбирает наиболее подходящие настройки автомобиля (работы трансмиссии, подвески, отклика на нажатие педали газа). Ручная настройка предлагает выбирать из ситуаций «Трава, гравий или снег», «Грязь, колея», «Песок» и «Скалы». В последнем случае предполагается осторожное перекатывание по крупным валунам. Такого режима, кстати, не было на кроссовере Evoque, где дебютировала обновлённая система Terrain Response. Список электронных помощников включает в себя также системы курсовой устойчивости, контроля скорости на спуске, помощи при трогании в гору, контроля за торможением в поворотах, противобуксовочную систему и систему предотвращения переворачивания. Любопытно, что в новом Рейндж Ровере уложено более девяти километров проводов и кабелей. А вот общая схема трансмиссии осталась без изменений — здесь работает интеллектуальная система постоянного полного привода с двухскоростной раздаточной коробкой, которая по умолчанию делит крутящий момент между осями в пропорции 50:50.

Техника Mercedes-Benz S 500

Mercedes построен на модернизированной платформе предшественника, история которой исчисляется аж от «сто сорокового». Но подвески теперь цельноалюминиевые (не считая пары рычагов), а кузов полностью новый. Улучшенная конструкция и дополнительные усилители между опорами передней подвески и моторным щитом позволили поднять жёсткость на кручение с 27 500 до 40 500 Н•м/град. Кроме того, немцы не забыли снизить массу кузова. Почти вся передняя часть пространственной конструкции сделана из алюминия (минус 14 кг), из которого также выполнены крыша (минус 5,5 кг), капот, двери, передние крылья и крышка багажника. Дополнительно 5 кг сэкономили новые стёкла, полностью алюминиевые опоры задних стоек снизили массу ещё на 3,5 кг, а пластиковый топливный бак и алюминиевая проводка срезали 23,2 кг (18,2 и 5 кг соответственно). Опциональное оборудование утяжелило машину на 50 кг, но мерседесовцы сняли с неё все 150.
Для S-класса предлагается два типа подвесок. Заднеприводные S 500 и AMG-версии оснащаются гидропружинной подвеской Magic Body Control, которая следит за покрытием в режиме реального времени и настраивает элементы под конкретную ситуацию. Мониторит поверхность на расстоянии 15 метров фронтальная камера, от которой датчики получают информацию, позволяющую поменять характеристики демпфирующих элементов за доли секунды. Но сами немцы говорят, что система работает только днём в хорошую погоду и на скоростях до 130 км/ч. У пневмоподвески Airmatic, как и у MBC, есть два режима работы (Comfort и Sport). В «Комфорте» после 120 км/ч кузов автоматически припадает к земле на 10 мм, а в «Спорте» пневмоэлементы опускают машину на 10 мм на любых скоростях до значения 120 км/ч. Водитель также может принудительно поднять кузов на 30 мм. А после того как автомобиль проедет больше трёх минут на скорости от 80 км/ч и выше, кузов сам опустится в начальное положение (после 120 км/ч это произойдёт сразу, без трёхминутной задержки).
Двигатель V8 4.7 (M278) с двумя турбокомпрессорами и непосредственным впрыском топлива третьего поколения весит 220 кг и напоминает архитектурой атмосферный мотор с индексом M273 KE46, который прежде устанавливался, в частности, на Mercedes-Benz S 450 (340 л.с.): угол развала блоков составляет 90°, шаг цилиндров (расстояние между осями) — 109 мм при диаметре цилиндра 92,9 мм и ходе поршня 86 мм. Степень сжатия — 10,5:1. Блок отлит из алюминиевого сплава, вкладыши изготовлены из кремниево-алюминиевого. Газораспределительный механизм приводится тремя бесшумными цепями. Фазовращатели — на впуске и выпуске.
У Мерседеса может быть до 11 подушек безопасности, включая коленную для водителя и опционные эйрбеги, встроенные в ремни безопасности задних пассажиров, как на новом Mondeo. А от подныривания под ремень босса подстрахует надувная камера в подушке кресла — такое решение впервые было внедрено на автомобилях Renault. Двухступенчатые фронтальные эйрбеги имеют объём 64 и 112 л соответственно, а боковые подушки спереди и сзади — по 17 и 12 л. Каждая из надувных «занавесок» вмещает по 40 л. Кроме того, на помощь водителю и пассажирам готовы прийти различные системы превентивной безопасности, которые заранее обнаруживают риск столкновения как спереди, так и сзади. Пешеходам тоже постарались угодить — седан оснащён капотом с пиропатронами, приподнимающими ближнюю к лобовому стеклу кромку, и системой камер и радаров, следящей за пешеходами перед автомобилем.

За кадром

За несколько дней теста я легко вжился в роль владельца представительского автомобиля. Хотя, наверное, улыбаться и смеяться нужно поменьше...

Крупным планом