Тест Volkswagen Golf GTI, Opel Astra OPC, Skoda Octavia RS
Влад Клепач, ДРАЙВ. Фото ДРАЙВ.
В этот день вся редакция приехала на работу в 6 утра. Несмотря на ранний час, следов усталости или недосыпа на наших лицах не наблюдалось. Наоборот: горящие глаза, учащённое сердцебиение, мы все — в состоянии возбуждения. Нет, мы не принимали никаких энергетиков. Просто сегодня нам, трём горячим головам, предстоит тест трёх «горячих» хэтчбэков — Opel Astra OPC, Volkswagen Golf GTI и Skoda Octavia RS. Мощные и быстрые, компактные и маневренные — как раз то, что нужно горячей голове в городе. Три замечательных автомобиля, из которых нам предстоит выбрать лучший.
Повисает пауза. «А как она едет-то?» — удивлённо спрашивают коллеги. «Понятия не имею, — честно признаюсь я, — умудрился встать в глухую пробку». Зато теперь я мог долго и нудно рассказывать о качестве пластика в салоне, об удобстве управления климат-контролем и прочих вещах, на которые они даже не посмотрели (и правильно сделали, я на их месте поступил бы точно так же). Когда я закончил, на моих собеседников опять напала сонливость — то ли ранний подъём сказался, то ли мои рассказы, даже не знаю. Это примерно то же самое, как оценивать «Мону Лизу» таким образом: «Смотрите, какая у картины рамка красивая!» Ничего, успеем, ведь впереди ещё несколько дней с этими машинами.
И мы постарались не потерять ни секунды. Спали, ели и вообще жили мы очень мало. А вот ездили, наоборот, очень много. Причём мы решили, что делать это лучше в таком месте, где можно погонять на пределе, не боясь «улететь». То есть на автодроме. И мы позвонили нашему старому знакомому Алексею Колонтаю — тренеру по автоспорту, а также руководителю и организатору центра контраварийной подготовки водителей «МастерКласс». Алексей с энтузиазмом отреагировал на наше предложение выступить в роли эксперта, и мы договорились о встрече. А пока у нас оставалось немного времени, чтобы поездить на машинах самим.
Кстати, мне всегда казалось странным, что на эмблеме Opel изображена молния. Молния, как известно, яркая, мощная и бьёт почти со скоростью света. Вряд ли все эти эпитеты применимы к изделию компании, которая почти всё время своего существования делала «просто автомобили». Нет, бывали у неё, конечно же, озарения, но такие же редкие, как вспышки молнии в вечернем пасмурном небе. А вот сейчас, кажется, наступает гроза — в последние годы Opel выпустил на рынок целую россыпь «заряженных» автомобилей. И Astra OPC — как раз такая машина, на все сто оправдывающая логотип марки.
В городском потоке Astra действительно напоминает молнию. Она, конечно же, помедленнее (примерно в 10 миллионов раз), зато траектория движения — та же: ломаная, с частыми и резкими сменами направления. То в один ряд метнётся, то в другой — и так всю дорогу. А дело в том, что по-другому на ней нельзя. Если пытаться ехать медленно, то автомобиль начнёт не просто раздражать — бесить! Тяжёлым рулём и сцеплением, тряской, шумом, тесным салоном.
А вот если нажать на газ… Нет, шумы и тряска никуда не исчезнут, просто они будут сдобреныта-а-аким ускорением! Представьте себе, что вы — футбольный мячик, который спокойно лежит и никого не трогает. А теперь представьте, что по мячику (то есть по вам) бьёт футболист. Так вот, очень похоже! Ускорение зверское; кажется, его ограничивают лишь возможности шин, которые легко срываются в пробуксовку даже на скорости под 100 км/ч. Так что молния на эмблеме Astra OPC очень даже к месту. А вот название — уже не слишком. Астра — это ведь цветок такой, милый и безобидный. По-моему, надо было назвать эту машину по-другому — например, Росянка или Альдроварда OPC. Есть такие цветки. Плотоядные.
«Гольфисты», к которым относятся и Golf GTI, и построенная на его базе Octavia RS, совсем не такие. Хотя на пару они превосходят по мощности Opel почти в два раза, по одиночке они всё же не так быстры — их можно смело рекомендовать для поездок в булочную. Нет, успокойтесь, всё не так плохо: по динамике они хоть и уступают Астре, но совсем немного. Дело в другом: машины не навязывают езды в стиле «у меня Шумахер уроки брал». На них можно и «зажигать», и спокойно ехать. Едешь медленно — и пассажирам кажется, что они сидят в обычном Volkswagen или Skoda. Тихо, относительно мягко и, я бы даже сказал, комфортно. Но стоит посильнее нажать на газ… Крики пассажиров будут лишь на пару децибел слабее, чем в Opel, да и улыбка водителя не намного меньше. То есть и Golf GTI, и Skoda Octavia RS практически так же быстры, но при этом они — driver’s cars, в то время как Опель — это driver’s only car, пассажиров в него лучше не сажать.
А Octavia RS после чип-тюнинга от компании WKR должна была развивать 260 л.с., и, тем самым, стать самой мощной машиной теста. Но, видимо, «чипованные» лошадиные силы чем-тоотличаются от нормальных — автомобиль оказался не быстрее, чем Golf GTI. Но садясь в любую из этих машин после Опеля, испытываешь прямо-таки облегчение — ведь помимо бешеной динамики, Astra OPC отличается и истеричным характером. Нажал газ в пол — руль тут же начинает вырываться, как буйно помешанный — из рук санитаров. А уж если на неровностях… Надо держать его очень крепко! У Golf GTI и Octavia RS такого нет — они молча, без истерик и препирательств, выполняют команды водителя. В итоге, ездить на них по городу даже приятнее — не нужно тратить силы на борьбу с автомобилем, и можно целиком сосредоточиться на езде.
До автодрома, который находится в 50 километрах от Москвы, мы долетели мигом. Все четыре машины (включая наш «фотокар», в роли которого на этот раз выступала Subaru Impreza) ловко обходили ещё не успевших закрыть сезон дачников и грузовики-тяжеловесы. При этом мы вовсе не неслись сломя голову (наверное, её — вернее, шею — ломали те, кто видел нашу колонну) — просто не теряли времени зря, упираясь в хвост очередному тихоходу и дожидаясь момента, когда можно будет пойти на обгон. Как только образовывалась «дырка», она тут же становилась нашей — мощности моторов хватало для уверенного и быстрого обгона.
Особенно порадовала на трассе Octavia RS — на ней можно смело утюжить не только подмосковные шоссе или Мкадбургринг, но и немецкие автобаны. А вот Astra, наоборот, самая нервная. Даже, я бы сказал, нервно-припадочная: колеи ей не нравятся, ямы тоже, и на них она начинает пытаться проявлять самостоятельность, «подруливая» по сторонам. Но привыкнуть к этому можно, хотя в «дальнобой» на Астре лучше не отправляться.
До нужного поворота мы доехали так быстро и незаметно, что сильно удивились, увидев знакомый указатель. Поначалу даже не поверили и поехали дальше. Но, встретив несколько незнакомых указателей, развернулись.
Раннее утро. На автодроме тихо. Ничего, кроме рёва настроенного выпуска трёх машин и визга двенадцати покрышек, не нарушает покоя природы. Даже птички замолкли. Здесь нет никаких ограничений, поэтому погонять можно на пределе — и даже за ним. Сдаём ключи Алексею со словами: «Пожалуйста, шин должно хватить хотя бы на обратную дорогу». И понеслась! Три часа на автодроме пролетели, как один. Алексей вытворял с автомобилями всё, что только можно. И вот его вердикт.
Volkswagen Golf GTI — полностью «гражданский» автомобиль с мощным мотором и хорошей управляемостью. Но на войну… то есть, пардон, на гонки, на нём не поедешь. В заносе он легко контролируется, однако в предельном повороте GTI явно страдает недостаточной поворачиваемостью — его сносит. Правда, при этом он остаётся очень комфортным автомобилем. И системы, очень полезные в «мирной» жизни — такие, как ABS и ESP, — работают отменно. Даже на столь откровенную провокацию, как выжим сцепления и дёргание «ручника» в повороте, система стабилизации реагирует отлично, не давая автомобилю развернуться. Законов физики она, конечно, побороть не в силах, но всё равно очень впечатляет! Не понравилась дурацкая, «спиленная» снизу, баранка. В ситуациях, когда нужно рулить одной рукой, её острые углы буквально «выбивают» кисть, делая невозможным нормальный хват.
Skoda Octavia RS в техническом смысле — тот же Golf GTI, поэтому и управляемость у неё очень похожа, хотя подвеска кажется чуть более расхлябанной. Но комфорта даже побольше, и скоростную прямую машина держит отменно — для «боя на дальние дистанции» она подойдёт лучше всех. Чуть хуже в этом плане Golf GTI, а на Astra OPC вообще не хочется ехать далеко. Правда, Octavia RS чуть-чуть недостаёт точности реакций. Поэтому хочется, чтобы подвеска была немного пожёстче — но тогда машина станет не такой комфортной. Вечная дилемма: или управляемость, или комфорт. Но в случае Octavia RS удалось добиться удачного компромисса.
Ну а первое место в номинации «управляемость» получает Astra OPC, которая положила на обе лопатки и Golf GTI, и Octavia RS. Из нашей троицы наиболее близка к спорту именно эта машина. Причём к спорту не в смысле прямотоков и «шашечек» по городу, а к спорту настоящему. У Astra OPC самая жёсткая подвеска, надёжные тормоза, лучшие шины, острый руль и наименее задемпфированная педаль газа. Поэтому она сразу нанесла конкурентам мощный удар в челюсть: её предельные возможности в поворотах куда выше, а крены — гораздо меньше. Второй удар, в печень, — лучшая управляемость в этих самых предельных режимах. Недостаточной поворачиваемости, которой нередко страдают переднеприводные автомобили, почти не наблюдается: машина охотно ввинчивается в поворот даже на предельной скорости. Хотя, как и у соперников, блокировки переднего дифференциала тоже нет — дело, скорее, в настройках подвески и в фирменной системе предотвращения сноса UCL (Understeer Control Logic). Да и тормоза значительно лучше. И, наконец, последний удар — в пах: Astra OPC не только быстрее, но и дешевле! В базе она стоит от $31230, в то время как Octavia RS меньше чем за $33490 не найти, а покупка Golf GTI проделает в семейном бюджете дыру размером в $33257.
И что же, конкуренты скрючились от боли и просят о пощаде? Вовсе нет. «Наглость» Opel не осталась безнаказанной — за свою динамику и управляемость он получил по зубам. Ведь, при всех своих замечательных качествах, автомобиль вряд ли годится на роль единственной машины в семье. Хотите ездить на ней каждый день? Хм, ну если вас устраивают поездки на реактивном отбойном молотке — тогда в самый раз. То, что Astra задумывалась вовсе не для «гражданского» использования, заметно уже в салоне: здесь даже мобильник положить некуда. Управление бортовым компьютером и «музыкой», по всей видимости, делали гестаповцы, причём с одной-единственной целью — чтобы водитель Astra OPC, разок попробовав разрешить эту головоломку, больше в неё не лез. Обзорность ужасная не только назад, но и вперёд — зеркало перекрывает половину лобового стекла. Кстати, непонятно, зачем оно тут вообще нужно: ведь на обычной для Astra OPC скорости назад можно уже и не смотреть — на этом автомобиле нельзя ездить медленно! То есть, конечно, можно, но это сродни садомазохизму. Мазохизм — потому что мучается водитель. А садизм — потому что он при этом издевается над пассажирами.
В общем, если бы у меня была семья и хоть капля совести, я выбрал бы не Астру, а Октавию. Или Гольф. Ведь на них можно и в пробке постоять, и за продуктами съездить, и на дачу, и, разумеется, погонять. Golf и Octavia мягче, просторнее, у них более качественно сделанный, продуманный интерьер. Но главное, на них можно ехать хоть быстро, хоть медленно, по любой дороге — и ни я сам, ни мои пассажиры не будут испытывать ни малейшего дискомфорта. Именно так можно сделаться примерным семьянином: и жене с детишками удобно, и я доволен.
Хотя выбор между двумя этими машинами — дело непростое. В целом, Golf GTI выглядит более породисто, но едет Skoda Octavia RS не хуже, особенно по трассе. К тому же у неё есть «лишние» две двери и безразмерный багажник, и именно они могли бы стать решающим аргументом на семейном совете.
Astra OPC… Этот автомобиль совершенно не годится на роль единственной машины. Выезжать в свободное время на покатушки — пожалуйста. И там он объедет и Гольф, и Октавию. Но чтобы каждый день… да ни в коем случае! Лучше уж пешочком или на метро. С другой стороны, каждый день я вижу на парковке около офиса два жёлтых Mitsubishi Lancer Evolution VIII. Причём в одном из них сзади установлено детское кресло… Нет, вы поняли? Ребята на этих бешеных табуретках не просто каждое утро привозят на работу свои задницы, они ещё и семьи свои на них возят!.. А я их понимаю. Ведь оно того стоит! Не только мощность и реактивный разгон, но и подвеска, кресла, то самое «чувство автомобиля», в конце концов. И я хочу получать всё это не по выходным, а постоянно. А потому буду терпеть и тряску, и шум, и все прочие лишения. И кто бы чего ни говорил, Astra OPC, никак не подходящая на роль автомобиля на каждый день, будет покупаться именно как автомобиль на каждый день. И её покупателей я очень чётко себе представляю. Это те, кто ещё не накопил на Lancer Evo или Impreza WRX STI.
Технические характеристики
Характеристики | Opel Astra OPC | Volswagen Golf GTI | Skoda Octavia RS |
---|---|---|---|
Тип кузова | 3-дв. хэтчбек | 3-дв. хэтчбек | 5-дв. хэтчбек |
Число мест | 5 | 5 | 5 |
Снаряженная масса, кг | 1393 | 1335 | 1400 |
Двигатель | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | ||
Расположение | спереди, поперечно | ||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | ||
Число клапанов | 16 | ||
Рабочий объем, см3 | 1998 | 1984 | 1984 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 240/5600 | 200/5100 | 200/5100 (260/5300) |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 320/2400 | 280/1800 | 280/1800 (400/2000) |
Привод | на передние колеса | ||
Коробка передач | 6-ст. механическая | ||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson, со стабилизатором | ||
Задняя подвеска | полузависимая пружинная | независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором | независимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||
Задние тормоза | дисковые | ||
Шины | 225/40 R18 | 225/45 R17 | 225/45 R17 |
Максимальная скорость, км/ч | 244 | 235 | 240 (258) |
Время разгона 0—100 км/ч, с | 6,4 | 7,2 | 7,3 (6,0) |
Расход топлива, л/100 км | |||
— городской цикл | 13 | 11 | 10,9 |
— загородный цикл | 7 | 6,2 | 6 |
— смешанный цикл | 9,2 | 8 | 7,8 (8,0) |
Для Skoda Octavia RS в скобках указаны характеристики после чип-тюнинга от компании WKR.
Комплектации протестированных автомобилей
Opel Astra OPC | Volkswagen Golf GTI | Skoda Octavia RS | |
---|---|---|---|
Стоимость протестированного автомобиля | $35245 | $35529 | $34590 |
ABS | + | + | + |
ESP | + | + | + |
Передние подушки безопасности для водителя и пассажира | + | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + | + |
Надувные занавески безопасности | o | + | + |
Противоугонная система | o | o | o |
Спортивные передние сиденья | + | + | + |
Мультифункциональный руль | + | + | - |
Кондиционер | + | + | - |
Климат контроль | o | - | - |
Двухзонный климат-контроль | - | o | + |
Автоматически затемняющееся зеркало заднего вида | + | + | + |
Магнитола с CD-чейнджером | o | o | - |
Алюминиевые вставки в салоне | - | + | - |
Зеркала заднего вида с электрорегулировками и подогревом | + | + | + |
Противотуманные фары | + | + | + |
Ксеноновые фары | o | o | + |
Адаптивные би-ксеноновые фары | o | o | - |
Парктроник | o | - | - |
Датчик давления в шинах | o | o | - |
Амортизаторы IDS+ | o | - | - |
Легкосплавные 17-дюймовые колёса | - | + | + |
Легкосплавные 18-дюймовые колёса | + | - | - |
Стоимость базовой комплектации | $31230 | $33490 | $33257 |
На автомобиле Skoda Octavia RS был перепрограммирован блок управления двигателем компанией WKR. Стоимость 1360 евро. Обозначения: + входит в базовую комплектацию; - отсутствует; o опция, установленная на тестируемый автомобиль.