Тест Opel Corsa

Роберт Есенов, ДРАЙВ. Фото ДРАЙВ и компании Opel.

Больше всего внимания на презентации уделили дизайну Корсы. Слово взял высокий и подтянутый Карстен Энгенхейстер, отвечавший за экстерьер кроссовера Opel Mokka и пришедший в General Motors в 2003 году из европейской студии Ниссана. Немец воодушевлённо говорил о фамильных уже бумерангах на боковинах, о вытянутом и опущенном чуть ниже передке, делающим облик спортивнее. Шла речь и о преемственности дизайна. В этом, по-моему, кроется главная проблема Корсы пятого поколения. Сходство с предшественницей настолько очевидно, что мешает воспринимать преемницу как новую модель.

В Европе — пять бензиновых моторов с наддувом и без (70–115 л.с.) и два турбодизеля CDTi (75–95 сил). В России — только 100-сильный «атмосферник» 1.4 в паре с «механикой» или «автоматом» (в Европе есть ещё «робот» Easytronic третьей генерации). Поставка к нам дизелей пока обсуждается.

Особенно это бросается в глаза при взгляде на пятидверку. Несмотря на слегка подретушированный контур остекления и динамично расчерченные бока, в профиль — вылитая прошлая Corsa. Мордочка удлинилась, но общие пропорции те же. Колёсная база — прежние 2510 мм. Не изменились дверные проёмы, на месте треугольные окошки в районе боковых зеркал. И знакомая картина: заднее стекло со спойлером словно позаимствованы у Корсы D, хотя дверь багажника и бампер новые. На самом деле все внешние панели кузова тут переделаны, машина выросла на 22 мм в длину и на девять — в ширину.

В салоне без откровений: Corsa почти дословно повторяет младшую модель Adam, только там дефлекторы обдува круглые. Много дешёвого пластика, отсутствует макияжное зеркальце в противосолнечном козырьке пассажира. К сборке и эргономике нет претензий, а к обзорности есть: боковые треугольные окошки её ухудшают.
Неудобные передние кресла — главный недостаток Корсы. Спинка выталкивает, не хватает боковой поддержки в верхней части. Задний диван излишне жёсткий, но он площе и потому удобнее. Свободного пространства хватает везде и при любом количестве дверей: человек ростом 180–185 см садится «сам за собой» с запасом в кулак по коленям. Второй кулак умещается между потолком и макушкой.

С опаской отворяю гулкую водительскую дверь, надеясь увидеть что-то свеженькое, — меня встречает салон Адама, срисованный, словно через копирку. Зато о прошлой Корсе ничего не напоминает: передняя панель получилась в меру лаконичной, интересной по дизайну и удобной, хотя и собрана не из самых дорогих материалов. По сути, претензий к эргономике у меня две. Первая — расположенный слишком низко семидюймовый дисплей, а вторая — передние кресла с выгнутыми в центральной части спинками. Из-за них спине не хватает поддержки в районе лопаток и плеч.

За доплату покупателям предложат биксеноновые фары с секциями подсветки поворотов и камеру заднего вида. Кнопка замка багажника прячется под логотипом Opel.

Corsa серьёзно изменилась технически. Большая часть силовой структуры кузова осталась прежней, но передняя часть до моторного щита полностью новая. Стальная конструкция стала жёстче, чтобы удовлетворять самым последним требованиям пассивной безопасности Euro NCAP. Дальше — больше! По словам ведущего инженера проекта Corsa Вернера Йориса, передняя и задняя подвески тоже сконструированы заново, а все компоненты в них оригинальные. Передний подрамник, рычаги, поворотные кулаки, демпфирующие элементы, прибавившая в жёсткости скручивающаяся балка сзади, сайлент-блоки — ничто из этого списка не заимствовано у предшественницы.

Красочные приборы просты и понятны, руль не перегружен кнопками. Удобен и блок однозонного климат-контроля. А вот семидюймовый дисплей на центральной консоли я бы поднял повыше. В числе опций — подогрев руля и автоматический парковщик.

По словам Йориса, владельцы предыдущей Корсы жаловались на жёсткость подвески. Доводкой шасси немцы занимались не только на фирменных полигонах в Дуденхофене и Пфердсфельде, но и на Нордшляйфе. После проделанной работы у новинки появилось два типа ходовой части. Базовая — комфортная. Как нас заверили, амортизаторы и пружины на таких версиях откалиброваны мягче, чем было прежде. Однако на презентации подобных машин почему-то не было. А были те, что опционально оснащены спортивной подвеской, которая по умолчанию идёт в комплекте с 17-дюймовыми колёсными дисками. На таких автомобилях мы и ездили по пасмурному Франкфурту-на-Майне. И только с мощными бензиновыми моторами.

Corsa стремительна не только в поворотах: так же проворно новинка захватывает долю в своём сегменте. Например, в сентябре на европейском рынке маленький Opel стал самым продаваемым автомобилем в классе B+, опередив своих главных конкурентов модели Volkswagen Polo и Ford Fiesta.

Из центра города ехали на стосильной трёхдверной Корсе. Под капотом — хорошо знакомый четырёхцилиндровый агрегат 1.4 с турбокомпрессором. Это наиболее тяговитый мотор, предусмотренный для новой Корсы, — 200 Н•м! Пик крутящего момента приходится на 1850–3500 об/мин, что хорошо ощущается при обгонах, которые даются с лёгкостью. Нет проблем и со стартом — «четвёрка» живенько откликается на акселератор, везёт чуть ли не с холостых оборотов, а педаль сцепления не пудрит мозги. Приятный двигатель с сочной и ровной тягой в широком диапазоне. Правда, шумный. Его слышно в салоне всегда, а при монотонном движении по шоссе со скоростью 90 км/ч и выше немелодичный звук раздражает.

Капот с шумоизоляцией открывается без проблем — замок находится близко к передней кромке. Заливать омывающую жидкость через крупную горловину должно быть легко.

Но флагманским, как бы странно это ни казалось, считается литровый трёхцилиндровый Ecotec. Вернер Йорис буквально светится гордостью, называя этот турбомотор венцом творения опелевских двигателистов. Команде из двухсот разработчиков потребовалось три с половиной года, чтобы представить первенца нового семейства компактных моторов. Его уже ставят на Adam, а теперь дошла очередь до Корсы. Непосредственный впрыск, отлитый заодно с головкой блока выпускной коллектор, фазовращатели на обоих распредвалах и балансирный вал — особенности алюминиевого агрегата. Для нас подготовили пятидверные машины со 115-сильной версией «турботройки», а клиентам предложат ещё и 90-сильный вариант.

Под лобовым стеклом (с обогревом за отдельную плату) приютились держатель для смартфонов и блок со светодиодами, которые загораются при опасности фронтального столкновения. Рычагом новой шестиступенчатой «механики» пользоваться приятно — и ходы относительно короткие, и усилие при смене передач невелико.

Потрясающий мотор! Да, по максимальному крутящему моменту (170 Н•м) он уступает «четвёрке», зато диапазон пиковой отдачи тут шире — с 1800 об/мин до 4500. Характер боевой! На низах ощущается лёгкий дефицит тяги, но через пару мгновений пятидверная Corsa под задорный рык уже рвётся вперёд, рассекая воздух острой мордочкой. Первая, вторая, третья передача... Хэтчбек без устали влечёт меня в сторону автобана. А на безлимитном участке дороги у моторчика открывается второе дыхание, и он, не сбившись, несёт меня под полным дросселем со скоростью 190 км/ч. Кому расскажи — не поверят! Мы бы и дальше рванули, но упёрлись в шестицилиндровых тихоходов.

Расход топлива по ходу теста у трёхдверки с мотором 1.4 Turbo не превысил 7,6 л/100 км, а у литровой пятидверки — 6,9 л на сотню.

Паспортные данные лишь подтверждают превосходство Экотека над Экофлексом. С места пятидверка с литровым двигателем набирает 100 км/ч за 10,3 с, а трёхдверка с мотором 1.4 — только за 11 секунд ровно. А ведь снаряжённая масса двух версий одинаковая — 1199 кг. Ускорение с 80 до 120 км/ч у литровой Корсы занимает почти на две секунды меньше — 10,4 с, а максимальная скорость выше на 10 км/ч — 195. Доминирование! Особенно учитывая, что Ecotec 1.0 лучше сбалансирован, тише при обычной езде и гораздо мелодичнее под нагрузкой. Наконец, на одном и том же маршруте машина с литровым агрегатом потребляет на 0,7 л/100 км меньше.

Объём багажника увеличился только при сложенных сиденьях: было 285–1100 л, а теперь 285–1120. Высоту пола можно регулировать. Спинки ложатся двумя неравными частями, образуя ровную площадку.
В подпольной нише — место под запаску, а за правой стенкой — фирменный компрессор.

На управляемость ни двигатели, ни количество дверей не влияют. Corsa со спортподвеской — выбор автомобильного энтузиаста, который будет готов к жертвам ради лучшей водительской доли. Из атрибутов комфорта — лишь хорошая шумоизоляция колёсных арок и днища. Немецкий хэтчбек стелет плотно, часто жёстко, подробно делясь с пассажирами информацией о качестве дорожного полотна. Тут у нас трещина в асфальте, а чуть дальше — глубокая яма. Зато машина едет собранно, монолитно как по прямой, так и в поворотах. Руль с электроусилителем малоинформативен, но на извилистой дорожке это не вызывает проблем. В какой-то момент ты и вовсе погружаешься в транс и просто мчишь от одного виража к другому с улыбкой, наслаждаясь взаимопониманием.

Сравните 12 349 хэтчбеков Opel Corsa, проданных за два последних года в России, с тиражом Фабиииз 45 327 штук... А в Европе Corsa стабильно входит в пятёрку бестселлеров: в 2013 году лучше неё (239 814 машин) продавались только Golf (470 229), Fiesta (293 663), Clio (287 111) и Polo (266 994).

Желающих наладить такой контакт уже немало. В Старом Свете ещё до начала продаж Opel собрал свыше 30 тысяч заказов на новую Корсу. Судя по всему, европейцев не волнует, что с некоторых ракурсов она выглядит недостаточно новой. Широкая линейка технологичных моторов (включая обновлённые дизели 1.3 CDTi), великолепно настроенное шасси — и ты уже бежишь к дилеру. Завлечь россиянина (или скорее россиянку) будет сложнее — мы получим новую Корсу с одним-единственным «атмосферником» 1.4 и адаптированной подвеской. Хорошо хоть локальную сборку наладят, а то с таким курсом евро у импортной Корсы не было бы шансов. Кому нужна голая трёхдверка «на ручке» за 800 тысяч рублей? Вот и мы не знаем.

Паспортные данные

Opel Corsa 1.0 Ecotec 1.4 Turbo
Кузов
Тип кузова хэтчбек хэтчбек
Число дверей/мест 5/5 3/5
Длина, мм 4021 4021
Ширина, мм 1746 1736
Высота, мм 1481 1479
Колёсная база, мм 2510 2510
Колея передняя/задняя, мм 1472/1464 1472/1464
Снаряжённая масса, кг 1199 1199
Полная масса, кг 1665 1665
Объём багажника, л 285–1120 280–1090
Двигатель
Тип бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом бензиновый, с турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 3, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 12 16
Рабочий объём, см³ 999 1364
Макс. мощность, л.с./об/мин 115/5000–6000 100/3500–6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 170/1800–4500 200/1850–3500
Трансмиссия
Коробка передач автоматическая, шестиступенчатая автоматическая, шестиступенчатая
Привод передний передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые
Шины 215/45 R17 215/45 R17
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 195 185
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 10,3 11,0
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 6,1 6,6
— загородный цикл 4,3 4,4
— смешанный цикл 5,0 5,2
Норма токсичности Евро-6 Евро-6
Ёмкость топливного бака, л 45 45
Топливо АИ-95 АИ-95

Техника

В основе новой Корсы — прежняя платформа SCCS (Small Common Components and Systems platform), которую концерн General Motors разрабатывал вместе с Фиатом. Панель пола, средняя и задняя часть пространственной конструкции и схемы подвесок не изменились. Даже сорта стали большей части кузова остались прежними. Инженеры уделили внимание передку: пересмотрели жёсткость материалов, переделали конструкцию ради лучшей пассивной безопасности. Элементы подвесок абсолютно новые. Это касается более прочного переднего подрамника, рычагов, поворотных кулаков, амортизаторов и пружин, сайлент-блоков, скручивающейся балки (она стала жёстче) и стабилизаторов поперечной устойчивости. Более компактная передняя подвеска со стойками McPherson позволила чуть опустить мотор. Благодаря использованию новых материалов уменьшились вибрации и улучшилась шумоизоляция.
Новый литровый двигатель две сотни инженеров разрабатывали в Рюссельсхайме в течение трёх с половиной лет: 1600 опытных образцов прошли 3,5 млн км. Бензиновый трёхцилиндровый агрегат с непосредственным впрыском топлива 1.0 SIDI Turbo (115 л.с., 170 Н•м) дебютировал в 2013 году на концепте Opel Monza. Лёгкий алюминиевый мотор оснащён выпускным коллектором, интегрированным в головку блока, компактным малошумным турбокомпрессором, системой непрерывного изменения фаз газораспределения на впуске и выпуске, уравновешивающим валом в масляном поддоне. Вал этот способствует уменьшению не только вибраций, но и шума. Сам блок цилиндров тут спроектирован с учётом распространения акустических волн. Система впрыска высокого давления (200 бар) акустически изолирована от остального агрегата и не передаёт ему свои импульсы (топливная рампа отделена от корпуса резиновыми изоляторами, а форсунки сидят в цилиндрах на уплотнителях из заполненного углеродом тефлона). С точки зрения акустики были оптимизированы даже топливные магистрали и насос. Ременной привод генератора, компрессора кондиционера и водяного насоса оснащён изолятором, не передающим колебания этих частей дальше на корпус. Наконец, уровень шумов снижают продуманная верхняя крышка мотора, специальные акустические покрытия и алюминиевый поддон картера с вмонтированной стальной пластиной.
При диаметре цилиндра 74 мм и ходе поршня 77,4 мм у двигателя 1.0 SIDI Turbo приличная для турбомотора степень сжатия 10,5:1. Повысить экономичность агрегата и снизить его вес помогли кованые стальные шатуны, отключаемый водяной насос и двухступенчатый масляный насос, полимерное покрытие коренных подшипников, форсунки с шестью отверстиями, размещённые точно в центре камеры сгорания. Особая гордость — малоинерционный турбокомпрессор. Диаметр его турбинного колеса составляет всего 35 мм, а компрессорного колеса — 40 мм. В результате при нажатии на педаль газа на 1500 оборотах в минуту уже через полторы секунды мотор выдаёт 90% от максимального крутящего момента.
Четырёхцилиндровый наддувный турбомотор 1.4 Ecotec, выдающий на Корсе Е 100 л.с. и 200 Н•м, известен по многим моделям Opel. Этот бензиновый агрегат оснащён распределённым впрыском, интегрированным в выпускной коллектор турбонагнетателем и фазовращателями на впуске и выпуске. По плану, турбодвижок 1.4 должен вытеснить из гаммы моторов «атмосферник» 1.8 той же мощности, который до сих пор можно встретить на развивающихся рынках.

История (Леонид Попов)

Corsa с индексом А появилась в 1982 году. Автомобиль, построенный на переднеприводной платформе GM4200 (подвески — Макферсон и полузависимая балка), первоначально вышел как трёхдверный хэтчбек и двухдверный седан (Corsa TR), а в 1984-м к ним добавились четырёхдверный седан и пятидверный хэтч. При колёсной базе в 2343 мм самая маленькая из Корс (трёхдверка) насчитывала в длину всего 3622 мм. Гамма моторов первоначально состояла из четырёх карбюраторных двигателей объёмом от 1,0 до 1,4 л и мощностью от 45 до 75 л.с. В Британии новинка вышла как Vauxhall Nova, но в 1993-м сменила имя на Vauxhall Corsa.
В 1985 году для омологации Корсы в группе А в британском чемпионате по ралли компания выпустила 500 экземпляров версии Sport c мотором 1.3. Пара карбюраторов Weber, новый распредвал и другая выхлопная система подняли мощность с 70 до 93 сил. В 1986-м вышла лимитированная версия Steffi Graf Special со сдвижным мягким тентом. Через год произошло важное пополнение в гамме моторов: 101-сильный агрегат 1.6 с распределённым впрыском (на версии GSi). Тогда же в линейку добавили атмосферный дизель Isuzu 1.5 (50 л.с.), а в 1988-м он получил турбонаддув и стал развивать 67 «лошадей». Постепенно на впрыск перевели почти все бензиновые агрегаты. Последнее крупное событие в жизни «первой» Корсы — рестайлинг 1990 года (показан на примере пятидверки).
Модель Opel Corsa B в Европе производилась с 1992 по 2000 год. Внешне она радикально отличалась от предшественницы и была крупнее (база составляла 2443, а длина для кузова хэтчбек — 3729 мм). Однако «вторая» Корса сохранила платформу от «первой». В разные годы на Корсу B ставили 11 бензиновых агрегатов разных моделей (объёмом от 1,0 до 1,6 л), а ещё предлагалось два дизеля (1.5 и 1.7). В дополнение к «механике» (на четыре и пять передач в зависимости от мотора) на Корсе появился четырёхступенчатый «автомат».
Гамма кузовов тоже расширилась. Помимо трёх- и пятидверного хэтчбека существовали седан, универсал (Caravan) и даже пикап (Utility). Если «первую» Корсу выпускали только в Испании, то сборку «второй» со временем наладили в двенадцати странах: от Германии до Венесуэлы и от Индии до Эквадора. В Латинской Америке Corsa B сохранилась на конвейере до наших дней. На некоторых рынках «вторая» Корса продавалась под иными именами, в частности как Buick Sail, Holden Barina, Opel Vita, Chevrolet Classic, а ещё она породила несколько производных моделей (в Южной Америке и Китае) с изменённым дизайном носовой части.
В 1999 году компания представила Корсу С (на рынке с 2000-го). Она поменяла платформу на GM Gamma (GM4300), которая, впрочем, была эволюцией GM4200. Тем не менее колёсная база в очередной раз увеличилась (2491 мм), что позволило позднее на том же шасси создать другие модели вроде компактвэна Meriva первого поколения. Corsa С выпускалась как хэтчбек (три и пять дверей), пикап, развозной фургон (Corsavan) и седан (только в Латинской Америке, ЮАР и на Ближнем Востоке). В гамму трансмиссий Корсы добавился пятиступенчатый «робот» Easytronic, хотя особой любви покупателей он не снискал.
Двигатели в значительной мере были перенесены с модели-предшественницы. Однако по мере выпуска у «третьей» Корсы стали появляться обновки. Среди них стоит отметить 125-сильный мотор 1.8 Ecotec из семейства GM Family 1 (для «горячей» версии GSi). В 2002 году дебютировал концепт Corsa OPC, правда, «заряженный» вариант с таким именем пошёл в серию только в следующем поколении. Зато этот концепт послужил превью рестайлинга, случившегося в 2003-м. Одновременно с ним на Корсе ввели ещё одну новацию: двигатели 1.0, 1.2 и 1.4 (60, 80 и 90 л.с.) из семьи GM Family 0 с технологией TwinPort. Здесь один из впускных каналов в каждом цилиндре отключался на малых оборотах, что создавало завихрение потока и улучшало смесеобразование. И в том же году на Корсе появился турбодизель 1.3 CDTI Ecotec (70 л.с.) разработки концерна FIAT.
В 2006 году модель С уступила на конвейере место Корсе D. Она была создана на новой платформе GM Fiat Small (SCCS), которую с нею разделил хэтчбек Fiat Grande Punto («итальянец» вышел годом раньше). Схематично подвески остались традиционными для класса (Макферсон и скручивающаяся балка), но вся конструкция была пересмотрена. К тому же в силовом каркасе увеличилась доля высокопрочных сталей. Позже разные варианты SCCS легли в основу целого ряда моделей (напримерAlfa Romeo MiTo). При колёсной базе в 2511 мм длина хэтчбека Corsa D достигла 3999 мм.
Модель Corsa D выпускалась только как пяти- и трёхдверка (в том числе развозной фургон с глухими задними окнами). Гамма бензиновых моторов поначалу состояла из агрегатов 1.0, 1.2 и 1.4 (от 60 до 90 л.с.). Дизелей было два (1.3 и 1.7, от 75 до 125 л.с). В 2007 году на рынок вышла «горячая» трёхдверкаCorsa OPC со 192-сильной «турбочетвёркой» 1.6, оснащённой фазовращателем на впуске, а ещё «подогретая» модификация GSi с аналогичным двигателем, но выдававшим лишь 150 сил. Для B-класса эти два Опеля были довольно шустрые: до сотни разгонялись за 7,2 и 8,1 с соответственно. В том же году во Франкфурте немцы показали концептуальную Корсу-гибрид со стартёром-генератором, литиевой батареей и дизелем 1.3 CDTI ecoFLEX. В 2010-м «четвёртая» Corsa пережиларестайлинг (появились новые решётка радиатора, бампер и фары с дневными ходовыми огнями). Тогда же на бензиновых агрегатах 1.0 и 1.4 Turbo, а также на дизеле 1.3 была внедрена система start/stop. В 2011 году вышла лимитированная серия хот-хэтчей Corsa OPC Nurburgring Editionс самоблокирующимся дифференциалом и мотором от OPC, но с увеличенной отдачей (210 л.с. и 280 Н•м вместо 192 л.с. и 230 Н•м). До 100 км/ч такая трёхдверка ускорялась за 6,8 с.

За кадром

Закадр у нас в этот раз тоже исторический. Corsa стала одной из самых популярных машин в гамме Опеля: за 32 года немцы реализовали по всему миру больше 12,4 млн машин. Широка география не только продаж, но и производства. Лишь в США никогда не продавалась. И, кстати, выставлять на презентации модели-предшественницы — правильное решение!

Крупным планом