Тест Mercedes-Benz CLA-klasse Shooting Brake

Павел Карин, ДРАЙВ. Фото ДРАЙВ и компании Mercedes-Benz.

Название Shooting Brake в случае с универсалом на базе Мерседеса А-класса само по себе — отличная шутка. Стоит угуглиться в историю, а там — Англия, аристократы, охота на лис и изворотливость в типах грузопассажирских кузовов. Обычный универсал — и тот «estate car», «автомобиль для поместья». А «shooting brake» суть «охотничий экипаж» — это его престижный аналог, сделанный, как правило, на заказ. Например, на основе Роллс-Ройса. Со второй половины прошлого века Shooting Brake — это чаще помесь универсала с купе, этакая универсальная трёхдверка: Reliant Scimitar GTE, Volvo 1800ES и, скажем, BMW Z3 Coupe и Ferrari FF из современных.

Хэтчбек, фастбек, универсал? По-мерседесовски — это всё же Shooting Brake. Причём слово «brake» тут вовсе не «тормоз», а английский вариант французского «break», по-нашему «бричка». На фото — CLA 250 4Matic Shooting Brake с AMG-пакетом и отделкой OrangeArt.
На Art этот Orange, конечно, не тянет, но темно-серый облик увеселяет. Камера заднего вида — выдвижного типа: грязь ей не страшна.

И вот, в продолжении этого ряда — пятидверный Mercedes CLA Shooting Brake. Впрочем, у Мерседеса есть тому притянутое за уши объяснение. Ещё представляя универсал CLS Shooting Brake, немцы упирали на то, что его предтечей был трёхдверный Aston Martin DB5 Shooting Brake анг­лийской кузовной фирмы Harold Radford. А универсальный CLA — это, говорят, маленький CLS. И бог с ним, с количеством дверей — даже Rolls-Royce 20/25 Shooting Brake 1933 года формально был пятидверкой. Хорошо хоть, в отличие от грузопассажирского «си-эл-эса» мерседесовцы не называют хэтчбекоподобный универсал CLA — купе.

Элементы «оранжереи» имеются и в интерьере — в остальном в точности повторяющем таковой у седана. Эргономика хороша, диапазоны регулировок руля и кресла огромны. Селектор семиступенчатого робота, как у взрослых Мерседесов, — на рулевой колонке.
Удобнейшие передние кресла со встроенными подголовниками — часть AMG-пакета. Базовые сиденья свободнее и больше подойдут людям в теле. Сзади в ногах тесно, как в седане, но над головой места побольше. Девушка, несмотря на свой естественный OrangeArt, в комплектацию не входит.

Картошкой в грузовом отсеке CLA, понятное дело, не пахнет. Здесь добротная ворсистая обивка, крючочки с розеточками и карманы с сеточками. По сравнению с багажником седана объём «под шторку» вырос с 470 до 495 л, а при сложенном заднем сиденье тут 1354 л — почти на 200 л больше, чем у хэтчбека А-класса. Выигрыш задних пассажиров — в приподнятой на 40 мм крыше: теперь упираешься только в её скошенную боковину. В остальном этот универсал, считайте, седан — с теми же настройками шасси, силовых агрегатов и даже ценами с комплектациями.

Багажное преимущество — в объёме отсека при сложенной спинке заднего дивана. Но загружать его через суженный со всех сторон проём не так удобно, как универсал, лишённый аристократических претензий. По центру спинки — лючок для лыж. Вместо запаски — ремкомплект Tirefit.

Из трёх пророссийских вариантов во Франкфурте я не поездил только на переднеприводном CLA 200 (1.6, 156 л.с.) за 1,73 млн рублей. А начал с 211-сильного универсала CLA 250 4Matic. Отличная динамика, мягкие переключения робота 7G-DCT, спокойная и надёжная даже в неспокойных режимах управляемость… Вокруг и около немецких автобанов придраться нельзя даже к плавности хода! Но стоит такой Shooting Brake уже от 2,05 млн рублей — всего на сто тысяч меньше, чем начальный кроссовер GLK с таким же мотором. Поэтому если рассматривать бэби-Бенц в отрыве от цены, то, конечно, интереснее полноприводная топ-версия CLA 45 AMG Shooting Brake.

Если у седана CLA 45 AMG подвеска на выбор обычная или трековая (пакет Edition 1), то тут только первая. Начальная цена AMG-универсала — 2,89 млн рублей.

Это мой первый опыт с 360-сильной «турбочетвёркой» AMG 2.0. Глядя на её характеристики, я всегда представлял себе крепко сжатый кулак, мол, бах — и нокаут. Но поехал — не бой, разминка. Подвеска плотная, хотя и мягче, чем у «сорок пятого» хэтчбека, реакции на газ растянутые. В режиме Sport кулак сжимается: акселератор обостряется, переключения ускоряются, Shooting Brake впивается в траекторию. Но удара в том виде, как я себе его представлял, не выходит. Ускорения на выходе из поворотов хочется более яростного, а стрельбы из глушителя — более сочной. Однако универсалу специально снизили громкость — в расчёте на длительные поездки.

Главное отличие интерьера модификации CLA 45 AMG — не красные штрихи-строчки, а селектор робота DCT, расположенный на тоннеле и по форме копирующий рычаг суперкара SLS AMG.

Удар я всё-таки получил — в режиме гоночного старта. Систему стабилизации в Sport, трансмиссию — в М, подрулевые лепестки на себя. Жму тормоз, жму газ. Ещё щелчок повышающим лепестком. Н-на подзатыльник! Пробую ещё раз. Но вдруг на панели приборов выскочило: «4Matic недоступен». Перегрелась многодисковая муфта в приводе задних колёс. Мерседесовцы, конечно, разыграли спектакль — мол, давай номер машины, небывалый случай, обязательно разберёмся. Но когда я по опыту с А 45 AMG рассказал им, что случай-то как раз не единичный, объяснили всё скользкой дорогой, на которой муфта из-за большей пробуксовки колёс нагружается гораздо сильнее, чем на сухой.

Анатомические кресла Performance c регулируемой боковой поддержкой — опция. Базовые AMG-кресла как в AMG-пакетах обычных шутинг-брейков. На дисплее вопрос, мол, стартуем по-гоночному или нет? Утвердительный ответ даётся правым лепестком.

Значит ли это, что CLA 45 AMG Shooting Brake больше про фан, чем про чистую скорость? «Нет, это неверное направление мыслей», — одёрнул меня маркетолог Матиас Шмидт. На сухом-то асфальте, говорит, обстартуйся! Этому верю — видел летние Youtube-ролики с многократными стартами. Но конкуренты умеют так и зимой. К слову, ездовыми ориентирами «заряженного» универсала служили те же соперники, что и у хэтчбека (BMW M135i, Audi S/RS3…), но его экономическая целесообразность просчитывалась с оглядкой на модели классом выше: BMW 335i, Audi S4/S5. Прямых-то аналогов у «охотничьей» пятидверки пока нет. Но найдутся ли охотники на неё саму?

Железо трансмиссии 4Matic для всех версий одинаково. У AMG-машины — свой софт и клапан многодисковой муфты, позволяющий ей переваривать до 1000 Н•м вместо стандартных 700. Выхлоп универсала тише по сравнению с хэтчбеком благодаря иному положению и длине труб в резонаторе глушителя. В остальном выпускные системы идентичны.

Тут мерседесовцы светятся от оптимизма — так тепло мир принял А-класс, B-класс, CLA,GLA… В прошлом году на этот квартет пришлось 463 152 проданных автомобиля, больше, чем когда-либо ранее. Покупатель марки помолодел. А Shooting Brake станет в «компактном» семействе пятым. В 2014 году в России продано ровно 2014 Мерседесов AMG, из них 245 машин А-семейства. За январь-февраль доля AMG-компактов выросла с 12 до 16% — до 57 из 336 автомобилей. Для сравнения — за первые два месяца нынешнего года у нас продано лишь 28 «эмок» BMW всех серий.

Паспортные данные

Mercedes-Benz CLA Shooting Brake CLA 250 4Matic CLA 45 AMG
Кузов
Тип кузова универсал универсал
Число дверей/мест 5/5 5/5
Длина, мм 4630 4691
Ширина, мм 1777 1777
Высота, мм 1439 1417
Колёсная база, мм 2699 2699
Колея передняя/задняя, мм 1542/1541 1557/1561
Снаряжённая масса, кг 1480 1540
Полная масса, кг 2050 2120
Объём багажника, л 495–1354 495–1354
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16
Рабочий объём, см³ 1991 1991
Макс. мощность, л.с./об/мин 211/5500 360/6000
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 350/1200–4000 450/2250–5000
Трансмиссия
Коробка передач роботизированная семиступенчатая роботизированная семиступенчатая
Привод подключаемый полный подключаемый полный
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, многорычажная независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые вентилируемые
Шины 225/45 R17 235/40 R18
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 240 250*
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 6,8 4.7
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 8,7 9,1
— загородный цикл 5,7 5,9
— смешанный цикл 6,8 7,1
Норма токсичности Евро-6 Евро-6
Ёмкость топливного бака, л 56 56
Топливо АИ-95 АИ-98
* Ограничена электроникой.

Техника (Роберт Есенов)

Универсал CLA, как и седан, базируется на модульной переднеприводной платформе MFA, на которой построены компактвэн Mercedes B-класса и хэтчбек A-класса. Спереди подвеска McPherson, сзади — четырёхрычажка, рассчитанная и на полный привод. Подрамник задней подвески крепится к кузову на эластичных опорах (и без них у CLA 45 AMG). Вкупе с резиновыми подшипниками в стабилизаторе поперечной устойчивости и эластичным покрытием пружин это делает работу подвески тише. Электромеханическое рулевое управление — с прогрессивной характеристикой. К тому же усилитель руля способен подсказывать водителю направление поворота обода при сносе, торможении на миксте и сильном боковом ветре.
Как и в случае с седаном (на рисунке), жёсткость кузова универсала немцы не раскрывают. Известно, что доля высокопрочных и сверхвысокопрочных сортов стали в нём — 67%. Также применяется прессованный алюминий. Изначально седоков в салоне защищают семь подушек безопасности, включая коленную для водителя. За доплату — боковые эйрбеги для задних пассажиров. Помимо этого капот приподнимается на 60 мм в случае столкновения с пешеходом.
Бензиновые алюминиевые «четвёрки» CLA вне зависимости от рабочего объёма относятся к семейству M270. Под капотом версии CLA 250 установлен двухлитровый агрегат, выдающий 211 л.с. и 350 Н•м. Механизм регулировки фаз газораспределения на впуске и выпуске, непосредственный впрыск третьего поколения (рабочее давление — 200 бар), турбонаддув и цепной привод обоих распредвалов.
Полностью алюминиевый двигатель М133 версии CLA 45 AMG — с непосредственным впрыском и турбонагнетателем twin-scroll. За рабочий цикл в цилиндры впрыскивается до пяти порций топлива cинхронно с искрообразованием. Удельная мощность мотора — рекордные 181 л.с./л. Чтобы обеспечить наддувной «четвёрке» необходимый теплообмен, в контур системы охлаждения включены второй расширительный бачок и дополнительный электронасос, который гоняет жидкость и после остановки двигателя, предотвращая местный перегрев турбины.
Преселективный семиступенчатый «робот» разработан мерседесовцами самостоятельно. Его длина не превышает 367 мм, а масса — 86 кг. В агрегате применяются два «мокрых» сцепления и два масляных насоса, механический и электрический. Второй поддерживает давление, когда двигатель глушит система start/stop. Коробка способна переварить 450 Н•м. На модификации CLA 45 AMG стоит такая же, но с другим софтом.
Полный привод 4Matic модели CLA не постоянный, а подключаемый. «Сердце» системы — многодисковое сцепление с электрогидравлическим управлением, расположенное в одном корпусе с главной передачей. Здесь же роторный насос, создающий давление в системе. Он срабатывает при малейшей разнице в скоростях вращения передней и задней осей. Однако оптимальную степень сжатия дисков, а следовательно, и долю тяги, идущую назад, определяет электроника. Она даёт команду клапану, заведующему смыканием и размыканием сцепления. Крутящий момент распределяется между осями в пропорциях от 100:0 до 50:50. Так, при ускорении автомобиля с полной нагрузкой на скорости 50 км/ч соотношение меняется на 60:40, при быстрых прохождениях поворотов станет 50:50, в случае резкого торможения с АБС — 100:0.

За кадром (и в кадре)

Презентация универсала Mercedes CLA Shooting Brake вышла компактной, как он сам: выехал из Франкфурта, пульнул по автобану, сдал автомобиль на базу. На версии CLA 45 AMG я, правда, успел сгонять в горы, но из-за этого едва не опоздал на самолёт.

Крупным планом